Новости
Вчера, 1 декабря, в литературном кафе «Мастер и Маргарита» прошёл творческий вечер одесского поэта и прозаика, члена Южнорусского Союза Писателей Людмилы Шарга, посвящённый презентации её третьей книги «Билет в осенний день». Хотя, по замечанию самой Людмилы, билет из осеннего превратился в зимний – именно в этот день первый снег в Одессе кого порадовал, а кого и огорчил. Услышать стихи в исполнении любимого автора собрались и друзья-поэты, и просто почитатели таланта Людмилы Шарга. Нужно сказать, что знают и любят её не только в нашем городе – за рубежом стихи Людмилы известны благодаря победам на международных литературных конкурсах «Пушкинская Лира» (г. Нью-Йорк), «Славянские традиции» (АР Крым, г. Щёлкино), по литературным выступлениям в Москве и Крыму, по многочисленным публикациям в альманахах, коллективных сборниках, журналах и газетах. Людмила Шарга – лауреат всеукраинской литературной премии им. Молодой Гвардии и литературной премии «Славянские традиции».
В книгу «Билет в осенний день» вошли как и стихи последних лет, так и рассказы. «Кто знает, может быть, эта книга станет для вас тем самым хорошим, надёжным попутчиком, с которым легче идти, легче дышать» – пишет в обращении к читателю Людмила Шарга. Действительно, несмотря на грусть, на ностальгию, которыми пропитаны как лирика, так и проза, все произведения, вошедшие в книгу рассказывают о том, чего так порой не хватает современной литературе – о любви, о дружбе, о милосердии, о чести и достоинстве. Персонажи Людмилы Шарга далеко не идеальны в плане присущих им человеческих качеств, и тем так похожи на людей из жизни, которым свойственно ошибаться, но всё же стремиться – к идеалам вечным… У Людмилы особый почерк, свои герои, свой творческий путь, но всё, написанное ею, роднит с огромным культурным достоянием настоящей русской литературы именно обращение к гуманистическим ценностям, к духовному началу.
На творческом вечере прозвучали и стихи в авторском исполнении, и проза, озвученная мастером художественного слова Еленой Яковлевной Кукловой и поэтом Семёном Абрамовичем. Зрители имели возможность услышать и песни, словами для которых послужили стихи Людмилы. Но прежде всего, предварив выступления и чтения, все собравшиеся почтили минутой молчания память русского поэта Беллы Ахатовны Ахмадулиной, ушедшей из жизни 29 ноября. Творчество «шестидесятников» для Людмилы Шарга стало одним из камертонов, к которым прислушивается поэт, по которым настраивает свой инструмент. У неё есть посвящения и Ахмадулиной, и Вознесенскому, не так давно в творческой гостиной «Дилижанс» ею был проведен вечер, посвященный Вознесенскому и Высоцкому, уже назначена дата встречи, на которой вновь зазвучат стихи Беллы Ахатовны – в исполнении одесских поэтов.
3 декабря в арт-кафе «Мастер и Маргарита» (ул. Ольгиевская, 9) начнётся вечер памяти известного русского поэта Беллы Ахмадулиной. Каждый желающий сможет прочесть любимые стихи Беллы Ахатовны или свои - посвящённые ей.
Организаторы вечера - Людмила Шарга и Семён Абрамович.
Вход свободный.
В одесской Кирхе прошла презентация новой, восьмой по счёту книги стихотворений одесского поэта Ильи Рейдермана «Молчание Иова».
21 ноября, за несколько дней до очередного дня рождения одесский поэт, член Одесской областной организации Конгресса литераторов Украины (Южнорусский Союз Писателей) Илья Рейдерман провёл необычную презентацию своей очередной, уже восьмой по счёту книги стихов «Молчание Иова». Она состоялась в известной всем одесситам Кирхе: играл орган (за органом была Вероника Струк), поэт читал стихи. Это первый опыт такого рода, вероятно – за ним последуют и другие. Зал был полон. Бах, Пахельбель, Альбинони – как с такого рода музыкой сочетается поэзия, написанная современным автором? Способен ли он взять такую «высокую ноту»? Сегодня многие поэты норовят ёрничать, всё снижать, всячески избегая малейших проявлений пафоса. Илья Рейдерман – счастливое исключение. «Я не совпадаю с господствующей стилистикой времени, – говорит он, – но мне кажется, я угадываю, о чём тоскует время». Время тоскует о высоком. В своём вступительном слове поэт говорил, что человек живёт в двух пространствах, в двух мирах: ему нужен и «низкий» мир повседневности, и высокое пространство идеального – Храма, Поэзии, философской мысли. Но в «тьме низких истин» у сегодняшнего человека нет недостатка, а с высоким дело обстоит скверно.
Книга, представленная поэтом, была написана лет шесть тому назад, и долго ждала своего издания. В ней три раздела – «Память», «Библейские мотивы» и «Подражания псалмам». Она издана на средства автора символическим тиражом в 99 экземпляров. То ли у автора на большее количество экземпляров средств не хватило, то ли он считает, что больше и не нужно – и этот тираж не раскупят? И в самом деле – эти стихи, написанные «высоким слогом» – требовали от современного слушателя слишком многого: высокого градуса чувств и духовного напряжения, отвечающего нравственному максимализму автора. На вопрос, почему книга названа так, что его подвигло обратиться к этой тематике, автор ответил, что Иов многострадальный – самый любимый его библейский персонаж, что это и символ народа, к которому автор принадлежит, а в годы, когда писалась книга, в жизни самого автора наступила пора необратимых потерь. И совершенно неожиданно для себя автор заговорил библейским языком, и почувствовал, что все стихи рождались естественно, сами собой. Как будто и нет расстояния в три-четыре тысячи лет, и ветхозаветные персонажи хотят сказать сегодня о том, что им больно, что они страдают, что они живые.
Автор читал стихи, и в зале была такая напряжённая, сосредоточенная тишина, какая бывает только перед грозой в наэлектризованном воздухе. Это был воздух трагедии. Трагедию играл единственный актёр, он же и режиссёр, а за всеми библейскими персонажами угадывалась сама жизнь автора.
Стихотворение, завершающее книгу, таково:
«...то, что горит, то - настоящее»
Райнер Мария Рильке...
А Господь говорит: «Настоящее – то, что горит,
что способно сгорать, не оставив и горсточки пепла.
В мире много вещей, что как будто неплохи на вид.
Где в них искра моя? Разгорелась она ли? Окрепла?»
Сколько божьих созданий, что небо напрасно коптят.
Ну а самые лучшие – вспыхивают, как бумага.
И слова, что горят – прямо в синее небо летят,
прямо в небо летят, возвращаясь к источнику блага.
Ах, поэт, ты гори и свети, никого не виня,
ибо дар тебе дан, и вся жизнь – в оправдании дара.
Что же делать, коль дева, ненароком коснувшись огня,
вдруг отпрянет, не выдержав жара?
Ничего не поделать, терпи: это доля – не роль.
Чтобы не было существование пресно –
в море – соль, ну а в мире, увы, неизбежная боль
от ожога. Устроено так, и роптать – неуместно.
Настоящее – то, что горит? И сгораешь, горя?
Умираешь! Скажи, разве жизни не жалко столь краткой?
Но – не думать о смерти, бессмертие людям даря.
Быть бумагой, Господь, быть рабочей твоею тетрадкой…
Напиши – и сожги, и сожжённое – ввысь вознеси,
к небесам, и опять продиктуй, чтоб душа запылала.
Все слова – из огня. И чтоб нам их услышать вблизи –
даже жизни единственной, быстро сгорающей – мало.
Пресс-служба ЮРСП
20 ноября в Луганске вышел в свет 6-й номер литературно-художественного альманаха «Крылья» (главный редактор Лариса Черниенко). Среди других авторов в номере опубликованы члены Южнорусского Союза Писателей Юлия Петрусевичюте, Людмила Шарга, Татьяна Орбатова, Мария Савченко, Ирина Дежева, Сергей Главацкий и Евгения Красноярова.
17 ноября в 14.00 во Всемирном клубе одесситов состоялась презентация двух изданий, вышедших в России и США – журналов «Дон» (Ростов-на-Дону) и «Гостиная» (Филадельфия), посвящённых творчеству одесских писателей.
Сдвоенный номер «толстого» литературного журнала «Дон», издающегося в Ростове-на-Дону с 1925 года, включил в себя работы 33-х одесских авторов. Помимо произведений 19 современных поэтов и 9 прозаиков, в журнале напечатано интервью Евгения Голубовского с писателем Аркадием Львовым, историческая рубрика («Разыскания, публикации») представлена редкими произведениями незаслуженно забытых одесских писателей начала ХХ века Семёна Гехта, Анатолия Фиолетова и Зинаиды Шишовой. Номер был подготовлен к изданию Южнорусским Союзом Писателей.
Литературно-философский журнал «Гостиная» издается в США с 1995 года. Главный редактор этого популярного интернет-издания Вера Зубарева (также член ЮРСП) посвятила последний выпуск журнала «Гостиная», названный «Жемчужина у моря», одесским авторам. Из тридцати авторов, опубликованных с выпуске, двадцать – члены Южнорусского Союза Писателей, среди авторов номера – немало авторов литературного клуба «Зелёная Лампа» при Всемирном клубе одесситов. В выпуске опубликована проза Виктории Колтуновой, Александра Леонтьева, Наиля Муратова, Александра Закладного, стихи Евгении Краснояровой, Сергея Главацкого, Людмилы Шарга, Владиславы Ильинской, Татьяны Орбатовой, Юлии Петрусевичюте, Юлии Мельник, эссе Валентины Голубовской, литературные исследования Елены Каракиной и др.
На презентации выступили Вице-президент Всемирного клуба одесситов Евгений Голубовский, член редколлегии «Гостиной» Наиль Муратов, председатель ЮРСП Сергей Главацкий, а также ряд авторов.
Организаторами вечера также стали члены Южнорусского Союза Писателей и литературный клуб при Всемирном клубе одесситов «Зелёная Лампа».
Напомним, что это – вторая презентация номера журнала «Дон» в Одессе. Первая прошла 24 октября в Одесском доме медработника, на ней получили возможность выступить авторы, чьи произведения вошли в номер, в т.ч, Марк Эпштейн, Алёна Щербакова, Илья Рейдерман, Юлия Петрусевичюте, Валерий Сухарев, Галина Маркелова, Сергей Нежинский, Евгения Красноярова, Александр Леонтьев, Анна Стреминская, Семён Абрамович, Виктория Колтунова, Богдана Бондарь. Илья Рейдерман озвучил стихи Игоря Павлова, присутствовавшего в зрительном зале, а Галина Маркелова прочла несколько стихотворений Ефима Ярошевского, который уже несколько лет живёт в Германии. Имена тех авторов, которые по тем или иным причинам не выступали на презентации, были озвучены Сергеем Главацким; среди них Юрий Михайлик, Ольга Ильницкая, Татьяна Орбатова, Юлия Мельник, Ирина Дежева, Ирина Дубровская, Мария Савченко, прозаики Александр Закладной, Алан Останин, Сергей Шаманов, Людмила Шарга, Наиль Муратов. А Вице-президент Творческого Союза профессиональных художников России по общественный связям, член Союза российских писателей, Конгресса литераторов Украины и Южнорусского Союза Писателей, в прошлом литературный секретарь и редактор Анастасии Цветаевой Станислав Айдинян рассказал об истории журнала, о том, насколько важен и уникален сам факт издания одесского номера российского журнала для нашего города. Несмотря на большое число присутствующих в зале любителей литературы, вечер получился тёплым, уютным, почти домашним, впрочем, как и сам журнал.
Кроме того, в самом начале вечера, пришедшие на презентацию почтили память первого председателя Конгресса литераторов Украины Юрия Каплана. Дело в том, что в это же время в Киеве проходил вечер памяти Юрия Каплана, на котором присутствовали представители областных организаций КЛУ, и одесситы не могли остаться в стороне. Семён Абрамович и Сергей Главацкий прочли несколько стихотворений Поэта.
Пресс-служба ЮРСП
24 октября в 19.00 в Одесском доме медработников (ул. Греческая, 20) состоится вечер, посвященный презентации Одесского номера российского литературно-художественного ежемесячного журнала «Дон» (№ 7-8 за 2010 г.).
Литературно-художественный журнал «Дон» издаётся в г. Ростов-на-Дону с 1925 г. У истоков ежемесячного издания стоял русский советский писатель А. А. Фадеев. В разное время с журналом сотрудничали Константин Паустовский, Сергей Михалков, Расул Гамзатов, Михаил Шолохов, Анатолий Софронов, Лев Никулин, Виталий Закруткин. С 1992 года главный редактор издания – Виктор Петров. Журнал является печатным органом Союза писателей России.
Сдвоенный № 7-8 журнала «Дон» за 2010 г. полностью посвящён литературе Одессы и включает в себя разделы «Проза», «Поэзия», «Эссе», «Замысел», «Разыскания, публикации», «Среди книг». Номер включил в себя работы 33 одесских авторов, в нём, в том числе, напечатаны произведения 19 современных поэтов и 9 прозаиков, интервью Евгения Голубовского с писателем Аркадием Львовым, историческая рубрика («Разыскания, публикации») представлена редкими произведениями незаслуженно забытых одесских писателей начала ХХ века Семёна Гехта, Анатолия Фиолетова и Зинаиды Шишовой.
В презентации примут участие авторы Одесского номера журнала «Дон» – Станислав Айдинян, Марк Эпштейн, Сергей Главацкий, Мария Савченко, Сергей Нежинский, Валерий Сухарев, Алёна Щербакова, Татьяна Орбатова, Илья Рейдерман, Юлия Петрусевичюте, Галина Маркелова, Евгения Красноярова, Игорь Павлов, Анна Стреминская, Юлия Мельник, Ирина Дежева, Ирина Дубровская, Семён Абрамович, Александр Леонтьев, Людмила Шарга, Наиль Муратов, Александр Закладной, Виктория Колтунова, Алан Останин, Сергей Шаманов, Богдана Бондарь.
Вечер организован Южнорусским Союзом Писателей.
Вход свободный.
Мероприятие в сети:
https://vk.com/event20621181
Тридцать три – магическое число, именно столько лет отпускалось первобытному человеку для пребывания на Земле, именно в тридцать три года у современного человека происходит магический переход от невинности к знанию, от снов и иллюзий юности и детства к тотальному прозрению жизни. Тридцать три года – магическое время. Это – время транзита, обретение себя, своей подлинности. Тридцать три – магическое число. Именно столько одесских авторов представлено в очередном номере российского журнала «Дон» (№ 7-8 за 2010 год), одного из старейших литературных журналов России (основан в 1925 году), авторов современных и родившихся в Одессе еще в позапрошлом веке, авторов, которые пишут и писали в различных литературных жанрах и парадигмах, которых – объединяет одна характерная особенность, несмотря на отнесенность к разным поколениям – изображение жизни без прикрас, целлофанового прекраснодушия, смелая погруженность в сущность бытия, без розовых очков и гигиенических перчаток, что и воплотилось в незабываемых строках их стихов, рассказов и критических этюдов, эссе, репортажей, представленных в этом номере журнала.
Генри Миллер как-то сказал, что автор становится художником только тогда, когда сумеет победить в себе романтика. Думаю, что большинство авторов, напечатанных в данном выпуске журнала, которые живут в одном из самых романтических городов мира, или когда-то родившиеся и жившие в нем, избавились от этого «литературного» атавизма, и оставляют осязаемую зримую чувственную романтику за скобками, или в подтексте, а в своем творчестве изображают пламя подлинной жизненной магии, которая проявляется в уникальной образности, самоиронии и глубине смыслов.
Возьмите наугад любого автора, откройте наугад любую страницу журнала, прочтите любую строку (начало стиха или рассказа), например: «Ничем мы не лучше прочих за столом или на столе…» (Юрий Михайлик, «Город залег над морем»), «Есть места, где сидел он, что твой зека, // пострашнее московского кабака…» (Марк Эпштейн, «Глубокий вдох»), или «Мы уходим со сцены, как стылые мифы, // И сжигаем свои города, как трипольцы…» (Сергей Главацкий, «Алтарь мирозданья»), или «В такой глуши, в таком дремучем срубе, // где речь не дребезжит, не ахает мотор…» (Сергей Нежинский, « Сумерки звенят сторожевые»), или «Светлым духом будут стоять, как сосны – // Даже в раю из пластика и акрила. // Даже в краю, который чума накрыла // Будут – как Солнце» (Евгения Красноярова, «Русские ангелы»), продолжать можно бесконечно, – и вы обнаружите смелое, яркое, зрелое, всеохватное изображение бытия, с его драмами и комедиями, ведущее читателя к неизбежному катарсису, хотя, конечно же, вы все равно почувствуете сквозь текст волшебную ауру приморского города, которая проявляется в мельчайших деталях, звуках, образах, запахах, вкусовых ощущениях, даже если действие происходит, например, в вымышленной африканской стране: «Памятник» (Александр Закладной), или в переносится в Израиль: «Леля Хадаша» (Людмила Шарга), или происходит в ирреальном мире: «Сана Мемория» (Алан Останин), сквозь художественную ткань проглядывается великий, сияющий город Одесса с его золотисто-изумрудной листвой платанов и неиссякаемым духом романтики и оптимизма.
Помимо многочисленных прекрасных стихов и рассказов в данном выпуске журнала представлены и удивительно тонкий репортаж выдающегося одесского журналиста и искусствоведа Евгения Голубовского с известным писателем Аркадием Львовым, оригинальное эссе «Горький» Богданы Бондарь, интересная статья о поэзии Станислава Айдиняна «Заклинатель Химер» Евгении Краснояровой, а также произведения незаслуженно забытых одесских авторов Анатолия Фиолетова, Зинаиды Шишовой, Семена Гехта.
В журнале представлено тридцать три автора, и для анализа произведений каждого понадобилась бы отдельная статья, а в рамках одной короткой заметки это сделать вряд ли возможно. Конечно, у каждого из авторов свой путь, свое кредо. Поэзия многих восходит генетически к творчеству блестящей плеяды серебряного века: Цветаевой, Мандельштама, прозаики, как мне кажется, – каждый идет своим путем, но глубина и подтекст их произведений порождают ту красоту и магию, что и отличает искусство подлинное от фальшивого, что и сливает горизонт красоты с океаном смысла.
«ДОН» – один из самых почтенных литературных журналов России… Нырни в глубину, и ты перейдешь Рубикон Времени, и узришь красоту, которой доселе не ведал, – которую даруют тебе одесские литераторы.
Александр Леонтьев, Одесса
Презентация издания намечана на 24 октября и пройдёт в Одесском доме медработника. Выступят авторы, чьи произведения были опубликованы в журнале.
23 декабря 2012 года заканчивается временной период длиной в 13 бактунов, который начался 11 августа 3113 г. до н.э. по календарю Майя ОШ ЛАХУН БАКТУН, в этот день заканчивается не только эпоха «Пятого Солнца», но и календарь как таковой. Инки назвают 2012 год датой «встречи с самим собой», индейцы Зулу верят, что в 2012 году мир «перевернется с головы на ноги», в 21 веке у индусов заканчивается эра Кали-юга, египетский календарь и календарь индейцев Чероки заканчивается в 2012 году…
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…
Анаксагор
Специалисты НАСА прогнозируют солнечный шторм на декабрь 2012 года, активность Солнца достигнет абсолютного максимума. Начало конца ученые обещают весьма красивым. 22 сентября 2012 года над всей Землей вспыхнут разноцветные сполохи северного сияния. Затем грянет «фейерверк» из электрических разрядов и снопов искр . Примерно за 90 секунд на всей планете отключится свет.
Будем как солнце!
Бальмонт
Солнечное S-плетение – это наше сплетение с солнцем, сплетение солнца со смертью (S), сплетение смерти с нами, это троица Солнца, смерти и людей, Солнце – как Бог, мы – как сын, смерть – как святой дух. 23 декабря 2012 года мы станем как Солнце.
16 октября в 15.00 в Музее К. Паустовского (ул. Черноморская, 6) состоится поэтический вечер Южнорусского Союза Писателей «Солнечное S-плетение». Стихи о солнце и смерти.
Приглашаются все желающие.
Мероприятие в сети:
https://vk.com/event20605557
Уникальный замысел в течение многих лет воплощает в жизнь писатель, искусствовед, член Союза российских писателей, Конгресса литераторов Украины и Южнорусского Союза Писателей, составитель «Одесских страниц», в прошлом литературный секретарь Анастасии Цветаевой Станислав Айдинян. Благодаря его стараниям и умениям уже седьмой раз в рамках литературно-художественного и культурологического международного альманаха «Меценат и Мир», редактором которого является член Союза российских писателей Левон Осепян, выходит не имеющая аналогов антология «Одесские страницы». Она вбирает в себя стихи, прозу, мемуары, очерки, эссе, искусствоведческие материалы, фото и живопись – все то, чем так богата Одесса, но что не всегда удается опубликовать вне региональных рамок. «Меценат и Мир» выходит ежегодно в Москве и расходится по всему миру, поэтому «Одесские страницы» можно смело назвать тем мостом, который выводит Одессу и одесситов в международный культурологический контекст.
Шестой выпуск Одесских страниц был презентован Станиславом Айдиняном в Одессе, в Большом зале Дома Медработников 3 октября. Составитель рассказал о специфике антологии, представил публике её старейших из ныне живущих авторов: Игоря Павлова, Евгения Голубовского, Илью Рейдермана, Валентину Ковач. Свои стихотворения прочли авторы шестого выпуска, члены Южнорусского Союза Писателей Евгения Красноярова, Сергей Нежинский, Наталия Тараненко, пародист и переводчик Анатолий Яни. Автор «Реквиема ХХ века» Владимир Смирнов рассказал о работе над материалами, касающимися допросов академика В.П. Филатова, вошедшими в антологию. Интересным было выступлением Марии Янушкевич, автора статьи «О прибрежной зоне Одессы».
По просьбе Станислава Айдиняна в вечере приняли участие авторы предыдущих выпусков – прозаики и поэты. Прочли свои произведения авторы Одесской областной организации Конгресса литераторов Украины (Южнорусский Союз Писателей) Илья Рейдерман, Семён Вайнблат, Галина Маркелова, Валерий Сухарев, Анна Стреминская (Божко), Алёна Щербакова, Людмила Шарга, Семён Абрамович, Ирина Дубровская. Также в вечере приняли участие Елена Миленти, Вероника Коваль, Елена Куклова, Ольга Криворучко, Лариса Довгаль, Мария Янушкевич и Олег Полищук.
Председателю ЮРСП Сергею Главацкому за вклад в развитие русской литературы, а также за поэзию, продолжающую и развивающую лучшие традиции западно-европейской литературы, был вручен диплом русско-итальянской Академии Феррони. Писателю, культурологу, журналисту Евгению Голубовскому был вручен диплом Академии Феррони за вклад в развитие мирового искусства.
Пресс-служба ЮРСП
Держу в руках «одесский» выпуск журнала «Дон» …
– Тот самый «Дон»?
– Тот самый.
Это вопрос предполагаемый, потому что сегодня интерес к толстым журналам невелик, как невелик интерес вообще к печатному слову без глянца и гламура, без «желтизны». Но я не о причинах хотела бы поговорить (их много, и одна из самых главных – духовное обнищание, на мой взгляд), я непосредственно о самом журнале «Дон» – в целом и о номере, который держу в руках, в частности.
Пожалуй, начну с того, что «Дон» является одним из старейших периодических печатных изданий – не так давно журнал отметил свой 85-летний юбилей.
А у истоков создания журнала стоял А.А. Фадеев. В разное время с журналом сотрудничали К. Паустовский, С. Михалков, Р. Гамзатов, М. Шолохов… Название «Дон» журнал носит с 1957 года и по сегодняшний день, являясь печатным органом Союза писателей России. Первый номер журнала под названием «Дон» открывал рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». Вот такое замечательное историческое прошлое у этого журнала… С 1991 года журнал перешёл на сдвоенные номера, что, кстати, практиковалось лишь в военные годы. Именно в таком сдвоенном номере № 7-8 за нынешний, 2010-й год, и опубликованы работы одесских литераторов: номер имеет подназвание «Литературное кольцо Одессы».
Авторы, представленные в нём, настолько самобытны, что о каждом из них можно и нужно говорить индивидуально, отмечая и авторский стиль, и «своё лицо», и тот самый, ставший притчей во языцех, но столь необходимый каждому, отважившемуся «прийти и говорить», свой почерк. Поэзия, проза, эссеистика, публицистика – как видите, присутствуют все жанры, кроме скучного.
Хотелось бы отметить две характерные особенности, объединяющие авторов разных поколений, направлений и жанров. Первая – это, несомненно, любовь к родному городу, которой одесситы славились всегда. Вторая – это то, что практически все ныне живущие авторы (а в журнале представлены также произведения одесских авторов «серебряного» века) являются членами Южнорусского Союза Писателей, что само по себе уже говорит о многом.
Возрождая и продолжая хорошую, добрую традицию тех «толстых журналов», слухами о которых до сих пор земля полнится, журнал «Дон» предоставляет возможность публикации современникам, литераторам, живущим в одном «сегодня» с читателями. Ведь, в сущности, к чему сводится содержание большинства подобного рода изданий сегодня? К публикации классики. К публикации того, что замалчивалось, запрещалось, каралось. К публикации того, что прорастало сквозь многочисленные запреты ростками самиздата. Может быть, это дань прошлому «незамечанию» и замалчиванию?
Что ж, вполне понятно желание реабилитировать и реабилитироваться самим. Но живущим и жаждущим Слова (есть и такие ещё, не перевелись, поверьте) в «сегодня» читать современников просто необходимо. А учитывая то, что издаваться сегодня может далеко не каждый литератор, а тот, кто может, делает это за свой счёт, как правило, и малыми тиражами, «толстые» журналы – единственный портал в современную литературу. Кроме интернета, конечно, у которого полно преимуществ перед печатными изданиями, но есть и существенные недостатки. И, кроме всего прочего, формат журнала «Дон» мне показался удобным и… уютным, что ли…
Сколько себя помню, родители хранили подшивки «толстых» журналов в стопках: друг на друге – отчасти – из-за нехватки места, но в основном – из-за не очень удобного формата. На стандартную книжную полку не поставить… С «Доном» же этот вопрос «места под солнцем» решается довольно легко и просто, благодаря нестандартному для «толстого» журнала формату: его совершенно свободно можно поставить на книжную полку и так же свободно можно снять оттуда, не чертыхаясь, отыскивая, в какой кипе лежит он, вожделенный «одесский» номер.
Ничуть не пытаюсь приукрасить, говоря так, ведь содержание «Дона» тоже «уютно» и многообещающе. Да вот, не угодно ли: Юрий Михайлик, Ефим Ярошевский, Ольга Ильницкая, Евгений Голубовский, Сергей Главацкий, Евгения Красноярова, Виктория Колтунова, Александр Леонтьев, Анна Стреминская, Сергей Шаманов, Татьяна Орбатова, Юлия Петрусевичюте, Алан Останин… Стоит ли продолжать? Не лучше ли открыть любой выпуск российского общественно-политического литературного журнала «Дон» и убедиться в том, что новая русская литература существует.
В заключение позволю себе привести цитату из статьи Л. Троцкого, которая была опубликована в газете «Киевская мысль» (№№ 75, 78; 16, 19 марта 1914 года): «Когда мы говорим о \"толстом журнале\", как об общественно-литературном типе, то имеем всегда в виду не просто периодически выходящие книжки, в которых критики критикуют, поэты слагают рифмованные строки, профессора рассказывают о новых течениях в естествознании, – нет, мы имеем в виду журнал, как духовный фокус известной общественной группировки, как некий кивот завета, словом, наш, русский, толстый журнал. И достаточно легко представить себе указанные нами выше общественные корни этого журнала, чтобы тем самым определить его исторические границы. Русскому журналу наступает конец тогда, когда наступает конец мессианизму русской интеллигенции».
Думаю, будет излишне утверждать и убеждать кого-либо, что «конец мессианизму русской интеллигенции» не наступит, следовательно, не наступит конец и русскому «толстому» журналу, а уж такому журналу, как «Дон» – БЫТЬ!
Людмила Шарга,
член Южнорусского Союза Писателей, член Конгресса литераторов Украины
Презентация издания намечена на 24 октября и начнётся в Одесском доме медработников (ул. Греческая, 20) в 19.00. Выступят авторы, чьи произведения были опубликованы в журнале.
***
ЛИТЕРАТУРНОЕ КОЛЬЦО: ОДЕССA
(Содержание журнала «Дон» № 7-8, 2010)
Евгения Самойлова
НОВАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ОДЕССЕ
ПРОЗА
Александр Леонтьев
ДВА РАССКАЗА
Людмила Шарга
ЧАЛАЯ
Наиль Муратов
МАРСИАНИН
Александр Закладной
ПАМЯТНИК
Виктория Колтунова
В НОЧЬ ПОД РОЖДЕСТВО
Алан Останин
САНА МЕМОРИЯ
Сергей Шаманов
МЕРЦАЮЩЕЕ ОКНО
Ольга Ильницкая
ТРЕНИРОВКА ДОСТОИНСТВА
ПОЭЗИЯ
Юрий Михайлик
ГОРОД ЗАЛЁГ НАД МОРЕМ
Марк Эпштейн
ГЛУБОКИЙ ВДОХ
Сергей Главацкий
АЛТАРЬ МИРОЗДАНЬЯ
Мария Савченко
НЕИЗБЕЖНОСТЬ СТОЛКНОВЕНИЯ
Сергей Нежинский
СУМЕРКИ ЗВЕНЯТ СТОРОЖЕВЫЕ
Валерий Сухарев
ВОЛНА, ИДУЩАЯ НАИСКОСОК
Алёна Щербакова
ДОВЕРИЕМ ИЗБЫТОЧНЫМ ДЫША
Татьяна Орбатова
ЗОВ СНЕГОВ НЕИСТОВ
Илья Рейдерман
ЖЁЛТОЕ С СИНИМ
Юлия Петрусевичюте
ЯБЛОКИ НА ПОКРОВА
Ефим Ярошевский
КОСТЁР ЛЕДЯНОЙ
Галина Маркелова
ТО ЧЁТ, ТО НЕЧЕТ
Евгения Красноярова
ПО СЛЕДАМ ЛУН
Игорь Павлов
КАМЕННАЯ СОВА
Анна Стреминская
ПРИКАЗ ПРОСТРАНСТВА
Ирина Дежева
И СВЕТ НЕ ТОТ
Юлия Мельник
ПРОЗРАЧНЫЙ ЗНАК
Ирина Дубровская
АНТИТЕЗА
Семён Абрамович
МОЙ МАЛЕНЬКИЙ ПАРИЖ
ЗАМЫСЕЛ
ТРУБАДУР ОДЕССКОГО ДВОРА
С писателем Аркадием Львовым беседует Евгений Голубовский
ЭССЕ
Богдана Бондарь
ГОРЬКИЙ
РАЗЫСКАНИЯ, ПУБЛИКАЦИИ
Семён Гехт
МЕДВЕЖЬЕ ЛУКАВСТВО
Анатолий Фиолетов
ОЗАРЁННЫЙ ТИХИМ СВЕТОМ
Зинаида Шишова
ОКОЛЬНАЯ ДОРОГА
СРЕДИ КНИГ
Евгения Красноярова
ЗАКЛИНАТЕЛЬ ХИМЕР