Новости
Новый номер журнала «Южное Сияние» (№ 46) – на литературном портале «ЖУРНАЛЬНЫЙ МИР»:
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ ГОЛУБОВСКИЙ
(5.12.1936 – 6.08.2023)
Евгений Михайлович Голубовский, вице-президент Всемирного клуба одесситов, Почетный гражданин Одессы, полный кавалер орденов Маразли, журналист, публицист и культуролог, редактор газеты «Всемирные одесские новости», заместитель главного редактора альманаха «Дерибасовская-Ришельевская», создатель и руководитель литературной студии «Зелёная лампа», составитель и автор предисловий более чем двадцати книг, ушёл из жизни на 87-ом году...
Евгений Михайлович Голубовский… Друг, творец, подвижник и сподвижник, вечный движитель и хранитель традиций, человек с большой буквы, до последнего момента верящий… или нет – верующий в Одессу, её великое будущее и её неисчерпаемый потенциал, даже тогда, когда многие угодили в воронку ненависти, гнева, страха, апатии, стали двухмерными копиями своих «сумеречных двойников», даже тогда, когда от самой Одессы осталась только тень. Да, и тогда он сумел остаться собой, сохранить своё лицо, быть путеводным маяком для других.
Когда уходят такие, как Евгений Михайлович, долго не получается сказать что-то по сути, невозможно в принципе осознать степень нарушения равновесия в окружающем мире. Да и здесь неверно сказано – таких, как он, живущих для города и во имя города, ощущающих город как временной спектр удивительных людей прошлого и настоящего, в Одессе больше нет и не будет. Будут другие, но таких, как он – больше не будет. Поэтому любая степень осознания потери будет неполной, иллюзорной.
Не счесть тех, кому Евгений Михайлович от чистого сердца помогал делом и советом, кого направил на тернистый, причудливый, но невероятно увлекательный путь творчества и жизни, постоянно сопряжённой с творчеством, в ком – в будущих поэтах, прозаиках и многих-многих других – обнаружил созидательное начало. Даже когда сам человек ещё не осознавал своих способностей, взгляд Евгения Михайловича был безупречен и безошибочен. Сотни идей, сотни проектов, сотни имён… И всё, даже эпохальное, у него получалось тихо, спокойно, размеренно, происходило ради результата, а не ради «хайпа», потому дело его было – правое. Потому что он принимал Одессу близко к сердцу… Тысячам и тысячам благодарных одесситов есть что вспомнить и рассказать о нём.
Это была жизнь, наполненная – не побоимся этого слова – деяниями, добрыми деяниями, отголоски которых, надеемся, ещё долго будут питать ментальную почву будущего города, наставлять тянущихся к свету, небезразличных, пытающихся не стать манкуртами, жизнь, которая будет служить примером для желающих хотя бы в чём-то походить на Евгения Михайловича Голубовского, такого настоящего, интеллигентного, пассионарного.
Бесконечно горько. И оттого, что уходит эпоха и c нею те, благодаря которым эта эпоха была такой, какой она была. И оттого, что Евгений Михайлович ушёл в такое сложное время, с постоянной тревогой за судьбы тех, за кого чувствовал ответственность. Но мы знаем, что смерти нет. Поэтому постараемся, чтобы ему не было стыдно за нас там, в лучшем мире. Нам есть на кого равняться.
Евгений Михайлович, мы вас любим!
С благодарностью,
мы
***
ЕВГЕНИЙ ДЕМЕНОК
СВЕТЛЫЙ ДУХ ЕВГЕНИЯ МИХАЙЛОВИЧА ГОЛУБОВСКОГО
Лучше всего мы учимся у тех, кто рядом. Поэтому так важен правильный выбор друзей. А вот учителей, настоящих учителей не выбирают. Они сами появляются в нашей жизни в нужный момент.
Мы познакомились, когда ему было семьдесят два. Всего семьдесят два. Мне было тридцать девять.
Нет, действительно мы были знакомы гораздо раньше, но это было, как говорят в Одессе, давно и неправда – вряд ли Евгений Михайлович обращал внимание на меня, шестилетнего, игравшего с Катей Мальцевой на даче у Николая Алексеевича Полторацкого. А я, разумеется, не понимал, о чём они говорят, что обсуждают.
Дорого бы я дал сейчас за то, чтобы вновь услышать их разговоры.
За пятнадцать лет дружбы – осмелюсь назвать это так – мы многое успели.
Мы создали «Зелёную лампу» и провели сотни вечеров, на которых одесские поэты и прозаики читали свои новые тексты.
Издали полтора десятка книг авторства наших «ламповцев».
Взяли больше шестидесяти интервью у одесских художников, которые легли в основу трёх выпусков нашего альманаха «Смутная алчба». Мастерские художников – особый, счастливый мир, и ходить с Евгением Михайловичем к тем, с кем он был знаком десятки лет, было наслаждением.
На одном из международных литературных фестивалей, проходивших в Одессе, мы с ним вызвались поговорить о судьбе и наследии Михаила Кольцова. Было это в 2017 году, совсем недавно. Рассказали собравшимся в «Золотом зале» Одесского литературного музея о задуманном им и воплощённом в жизнь усилиями двадцати шести авторов – да каких! – романе «Большие пожары». И сами подумали – а почему бы и нам не сыграть в эту литературную игру?
Результат игры – четыре романа, авторами которых стали несколько десятков одесских авторов, живущих по всему миру. Романы печатались «онлайн» в «Вечерней Одессе», и в эти месяцы газету по четвергам в киосках было не сыскать.
Сюжетные ходы были непредсказуемы, авторы получали тексты предыдущих глав за неделю до сроков сдачи своих. И Евгений Михайлович всем этим управлял, умело дирижировал.
Он был просветителем. Он опекал и оберегал. Он вдохновлял. А ещё он был хранителем – не только искусства, но и того неуловимого, что мы называем одесским духом. Того, что неистребимо.
Способов для этого было много: газета, альманах, книги и сборники, выступления и интервью.
А главное – устная традиция. Он передавал свои знания об истории Одессы так, как в своё время передавали Устную Тору. Это была святыня. Он знал всех и обо всём, его знали все. Ему бесконечно звонили, его повсюду приглашали, ни одно культурное событие в городе не обходилось без его прямого или опосредованного участия.
Ужасно жаль, что эта Устная Тора пока не вылилась в Талмуд – хотя и Евгений Михайлович, и Валентина Степановна Голубовские успели издать по несколько сборников воспоминаний. А фейсбучные дневники его перепечатали уже несколько журналов.
А как он умудрялся вычитывать весь тот поток текстов, который ему присылали ежедневно десятки авторов на протяжении десятков лет, я до сих пор не понимаю. Для многих из нас он являлся первым читателем – первым и самым важным. Но ведь читал же, и отвечал каждому, и советовал, и поправлял! И открывал всё новые и новые таланты, и доказал, что литературная жизнь в Одессе жива. Фактически создал новую одесскую литературную волну, выводил на орбиту узнаваемости и популярности многих и многих. «Одесские» сборники вышли в ряде толстых журналов разных городов и стран – и всё благодаря его усилиям.
Замечать новое и возвращать к жизни забытое было присущим ему особым даром. Благодаря Евгению Михайловичу одесситы вновь открыли для себя Владимира Жаботинского и Ефима Зозулю, Анатолия Фиолетова и Владимира Пяста. А уж сколько предисловий к вышедшим в нашем городе книгам он написал, не знает, думаю, даже он сам.
Однажды в разговоре я пошутил о том, что Евгений Михайлович – гвоздь, на котором висит пальто одесской культуры. Все мы знаем, что в каждой шутке есть лишь доля шутки – остальное правда. В этой – так точно.
Юрий Михайлик написал как-то: «Голубовский – как говорят архитекторы – градообразующий фактор».
И это ни в коей мере не являлось преувеличением.
Он всегда был верен себе и своим принципам. «Евгений» в переводе с греческого – благородный. Евгений Михайлович, как никто, соответствовал этому имени.
Во многом благодаря ему в 1960-70-х возродился образ Одессы – образ города необычного, не такого, как все; города с уникальными людьми, со своей контркультурой, со своим уникальным прошлым. Сегодня мы привычно называем это «одесским мифом», и по сей день знатоки Одессы, краеведы и просто «фанаты» нашего города, зачастую сами того не зная, продолжают начатое им дело.
5 августа 2019, как всегда поздно вечером, практически в полночь, Евгений Михайлович написал в Фейсбуке:
«Шестое августа… Много о чём можно было бы написать. Но нельзя, нужно о том, что больше другого на душе в этот день…
Встречался вчера с интересным человеком, коллекционером из Мариуполя. С Леной Антроповой размышляли, как улучшить наш сайт „Они оставили след в истории Одессы“».
Складываются воспоминания о Мише Рыбаке, товарище, фотожурналисте…
Но в памяти всё время звучала строка Пастернака: «Шестое августа по старому, Преображение Господне».
Как много замечательных стихотворений написано про август… Перебираю в уме. Фет, Некрасов, Анненский, Гиппиус. К нам поближе – Бродский, Ахмадулина… А как не вспомнить Ахматову:
«В каждом августе, Бог правый,
Столько праздников и смертей…».
Не буду никого ни с кем сравнивать. Но для меня, полюбившего стихи Бориса Пастернака с юности, очарованного его захлёбывающейся скороговоркой, вначале трудно было принять стихи позднего Пастернака. Но… пришло время у меня и для этих стихов. И с тех пор одно из самых любимых, почти пророческое, написанное в 1953 году – «Август».
«Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.
Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома посёлка,
Мою постель, подушку мокрую,
И край стены за книжной полкой.
Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.
Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.
И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Нагой, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.
С притихшими его вершинами
Соседствовало небо важно,
И голосами петушиными
Перекликалась даль протяжно.
В лесу казенной землемершею
Стояла смерть среди погоста,
Смотря в лицо мое умершее,
Чтоб вырыть яму мне по росту».
*
«Почти пророческое» стало пророческим. Шестого августа Евгения Михайловича не стало…
А восьмого августа, в день похорон, к себе «приковывала взоры» двойная радуга, внезапно засиявшая над всем городом и над морем.
И это не было случайностью.
«Прощай, размах крыла расправленный,
Полёта вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство».
Евгений Михайлович был не только другом, учителем, наставником. Он был образцом для подражания, который самой своей жизнью показывал нам пример того, как действовать правильно и достойно. Показывал и будет показывать, потому что его свет будет с нами всегда.
И самым правильным будет стараться продолжать делать то, что делал он.
***
Читайте новый номер журнала «Южное Сияние» (№ 46) в электронном и fb2 форматах – на литературном портале «Lit-web.net»:
Читайте сорок шестой номер журнала «Южное Сияние» в электронном формате в библиотеке литературных журналов «ЛитБук»:
https://litbook.ru/issue/698/
Список всех авторов журнала:
https://litbook.ru/magazine/32/
Электронная и pdf версии нового номера «Южного Сияния» (№ 46) – уже на Евразийском журнальном портале «МЕГАЛИТ»:
Друзья!
Во втором за 2023 год номере журнала неактуальной литературы «Южное Сияние» (№2(46), 2023) – произведения 34 писателей, 17 из которых – члены Южнорусского Союза Писателей. Авторы нынешнего номера живут в 19 населённых пунктах 9 стран мира – Армении, Великобритании, Израиля, Китая, Молдовы, России, США, Украины и Франции.
Прочесть электронную версию номера, а также скачать его pdf-версию можно по ссылке:
https://ursp.org/index.php/uzhnoe-siyanie/9-zhurnal-yuzhnoe-siyanie/123-us-2-2023
Авторы поэтических подборок, опубликованных в номере – Ника Батхен, Дмитрий Бураго, Сергей Главацкий, Александр Карпенко, Константин Кедров-Челищев, Андрей Коровин, Алексей Котельников, София Максимычева, Александр Оберемок, Алексей Остудин, Ирина Ремизова, Наталия Тараненко, Борис Фабрикант, Александр Хинт, Марина Чиркова. В рубрике переводов – поэзия Эдгара По, Блисса Кармана, Уильяма Дэйвиса, Роберта Фроста в переводах Жанны Жаровой.
Художественная проза представлена антиутопиями Анны Михалевской, фантастическими рассказами Андрея Никитина, фантасмагорическими миниатюрами Алексея Рубана, «квазиисторическим житьесказанием» Евгения Кузьмина, сюрреалистическим приключением Галины Соколовой и Эллы Мазько, ироническими, поистине одесскими рассказами Галины Коротковой, подлинно ростовским рассказом Ольги Андреевой, а также детской увлекательной повестью Зинаиды Варлыгиной и трогательной сказкой Елены Вадюхиной.
В литературоведческих рубриках «Камера-Обскура», «ЛитМузей» и «Сетчатка» расквартированы материалы, посвящённые символу квадрата (Андрей Белый, Казимир Малевич и т.д.), сонетам Аделаиды Герцык, судьбе Николая Шатрова и «трагической и бесславной кончине» концептуализма.
В «Книжной полке» Елены Севрюгиной поселились рецензии на книги Геннадия Калашникова, Владислава Китика, Григория Князева, Софии Максимычевой и Романа Смирнова.
В «Книжной полке» Александра Карпенко прописаны рецензии на книги Эльдара Ахадова, Галины и Павла Барышниковых, Александра Воловика, Ани Герасимовой (Умки), Елены Данченко и Вадима Ковды.
Заканчивается номер традиционной рубрикой «Шкаф» и серьёзным и вдумчивым разбором романа-жития Светланы Василенко «Дурочка» от Нарине Эйрамджянц в рубрике «Конкретика от критика».
Поздравляем с 224-й годовщиной со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина!
Берегите себя и своих родных!
И помните: актуальность – синоним мимолётности, а неактуальность – синоним вечности!
Засим прощаемся с вами до лучших времён, если они наступят.
Ваша редакция:
Станислав Айдинян,
Сергей Главацкий,
Людмила Шарга,
Ольга Ильницкая,
Евгений Деменок,
Александр Карпенко.
Справка. «Ѧ» является печатным органом Южнорусского Союза Писателей, выходит ежеквартально с 2011 года и публикует поэзию, прозу, литературоведческие и критические материалы писателей разных стран мира, отдавая предпочтение авторам ЮРСП и Одессы. С 2022 года журнал издаётся в американском издательстве «Ariella Publishing» (Филадельфия). На просторах интернета с «Южным Сиянием» можно подробно ознакомиться на основной странице журнала (http://ursp.org/index.php/uzhnoe-siyanie), а также на журнальных порталах «Мегалит», «Журнальный мир», «ЛитБук», «Lit-Web» и «Интелрос».
В первой половине июня в Германии состоится четыре творческих вечера Бориса Фабриканта – львовянина, живущего в Борнмуте (Англия), поэта, автора книг «Стихотворения», «Сгоревший сад», «Крылья напрокат», «Еврейская книга», «Багажные наклейки», члена Южнорусского Союза Писателей и Союза российских писателей, постоянного автора журнала «Южное Сияние». Встречи с поэтом состоятся в Кёльне, Бремене, Ганновере и Берлине.
КЁЛЬН: 6 ИЮНЯ, 50765 KÖLN "PAREA" FLORENZER STRASSE 32
БРЕМЕН: 7 ИЮНЯ, 28211 BREMEN SCHWACHHAUSER HEERSTRASSE 117
ГАННОВЕР: 8 ИЮНЯ, 30173 HANNOVER HEACKELSTRASSE 10
БЕРЛИН: 11 ИЮНЯ, 10623 BERLIN FASANENSTRASSE 79-80
Борис Фабрикант родился 9 апреля 1947 года во Львове, в настоящее время проживает в Англии. Публиковался в изданиях «Интерпоэзия», «Крещатик», «Литеrrатура», «Новый журнал», «Сетевая словесность», «Эмигрантская лира», «Этажи», «Южное Сияние», «45-я параллель» и др. Автор книг «Стихотворения», «Сгоревший сад», «Крылья напрокат». Занял первое место в номинации интернет-конкурса «Эмигрантская лира», второе место на Всемирном фестивале «Эмигрантская лира – 2018», второе место на фестивале «Пушкин в Британии – 2018».
Приглашаются все желающие! Творческие вечера Бориса Фабриканта – это всегда удивительная, тончайшей струны филигранная лирика, интересный разговор о творчестве и рассказ о жизни, беспредельная искренность и всепоглощающая интеллигентность.
Так Александр Карпенко пишет о поэзии Бориса Фабриканта: «У Бориса хороший вкус и чувство ритма. Он – „тихий“ поэт. „Грусть – канва, по грусти вышивает радость“. Действительно, грусть честна и укрепляет человека. Многие строки Бориса афористичны и запоминаются с первого раза, хотя он нисколько не озабочен выдавать на-гора чеканные выражения, сыпать фразеологизмами. Просто это легко удаётся ему „шутя“, не задумываясь, как бы между делом. То же самое удивительным образом удавалось Булату Окуджаве. И Фабрикант, не повышая голоса, способен говорить на самые актуальные темы, например, о репрессивности любого государства. Он говорит, что поэту лучше „держать на расстоянии державу“. Тем запретных для него нет. При всём при том в лирике Фабриканта есть шагаловская лёгкость парения над городом». [...]
И ещё: «В стихах Бориса Фабриканта много воздуха и спрятанных смыслов. Много бытовых подробностей, вплоть до предметов в доме, ухватившись за которые, кинолента памяти начинает раскручиваться обратно. Иногда в гостях возникает неожиданное чувство, что всё здесь знакомо, словно бы сам ты сажал здесь цветы – настолько окружающая обстановка соответствует твоим вкусам. Так и с воспоминаниями Бориса Фабриканта.
Поэт мыслит книгами, и лучшее впечатление о его стихах можно сформировать именно из книг. Внутри книги существует своя жизнь, от каждого стихотворения идёт эхо. Авторский выбор даёт им многое. Новые смыслы могут открыться читателю на стыке разных стихотворений, раздвигая пространство. Фабрикант пишет о главном, но не впрямую – через предметы, осязаемо, вещественно, духовито. Борис не даёт готовых рецептов, как жить. Но с его лирикой хорошо думается о жизни читателям».
ЭЛЬДАР АХАДОВ: «ЖИЗНЬ – ЭТО ЕДИНОЕ ПОЛЕ»
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
«Вера и память дают мне силы жить там,
где другим невыносимо».
– Эльдар Алихасович, начну с того, что состоявшаяся литературная встреча с Вами в историко-художественном музее города Долгопрудный Московской области на меня и мою редакционную команду юных журналистов из «„А“ в КРУГе» произвела неизгладимое впечатление. Одна девочка даже свою маму и братьев с собой привела. И не пожалела. Информация на встрече с Вами была подана так, что мы были в постоянном напряжении и повышенном внимании. Лично меня потрясли, прочитанная перед зрителями «Молитва о тебе», видео «Русские», Ваш рассказ о встрече с Ангелом. И, как следствие, спустя несколько дней, возникло желание взять у Вас интервью.
– Спасибо за тёплые слова. Готов ответить на все вопросы прямо и открыто.
– У каждого человека свой смысл Веры. А к выводам почему-то все приходят одинаковым. Как так получается? Что является объектом Вашей веры?
– Есть основополагающие понятия, в которые у каждого индивидуума вложен свой отдельно взятый смысл, тем не менее, приводящий к примерно одинаковым выводам. Например, понятия Добра и Зла. Все живущие убеждены, что Добро в конце концов одержит победу над Злом, как бы оно ни изворачивалось. Почему? По одной простой причине: победившая сторона при любых обстоятельствах называла и будет называть себя Добром! И правило это незыблемо.
Именно поэтому Добро обязательно победит, а Зло непременно будет попрано. Ибо победивший присваивает себе роль Добра и всего хорошего, а побеждённому достаётся всё остальное. Второе. Одни люди верят в Бога. Другие – ВЕРЯТ в то, что Бога нет. И то, и другое по сути является верой. Те, кто говорят, что существование Бога недоказуемо, обычно «забывают» добавить, что по той же причине и несуществование Бога тоже недоказуемо!
Вера и религия – зачастую антагонисты, потому что для веры в Бога ритуал не имеет значения. Ритуалы и всякого рода условности имеют значение только для религий: во что одеваться, как бить поклоны, в какой последовательности какие слова повторять, что есть и пить, чего не есть и не пить, и так далее, и тому подобное формальными ритуалами веру превращают в некий обезличенный свод правил, за которым никакого искреннего чувства нет и не может быть.
Я верующий человек, говорю это осознанно и искренне, но лично мне для веры ритуалы не нужны. Бог общается со мной по своему хотению в любое удобное Ему время, Он всюду рядом с нами и внутри нас.
«У Бога нет религии», – писал Махатма Ганди. Бог не упивается своим величием, он – Бог, а не самовлюблённый индюк, именно религиозные ритуалы выставляют его мстительным самодовольным упырём, которого нужно ублажать бесконечной лестью, иначе он зальёт весь мир кровью, это религии, а не Бог, ради своей земной власти противопоставляют одних верующих другим, навязывая им религиозное соперничество и войны.
О Храме. Я жил на Севере среди ненцев и других северян. Для них Храм – везде. Храм – вся Вселенная. По их понятиям отделить человека от Храма невозможно, ибо вся наша жизнь проходит в Храме,
Течёт вдоль обрыва дорога,
Теснятся над морем леса.
Глазами осеннего Бога
На горы глядят небеса.
А солнце садится на плечи
И дышит в лицо, и печёт…
О чём загрустил, человече?
Куда твоё время течёт?
Не к странникам города Бари,
Не к древнему храму в Демре,
А к слову, об истинном даре –
Радеть о любви и добре.
Кто мало успеет, кто много,
Но вечны заветы Творца.
Течёт вдоль обрыва дорога,
Которой не будет конца…
– Какого Вы вероисповедания?
– Вера моя в Бога Единого не зависит от религии, хотя бывал я и в церквях, и в мечетях, и всегда вёл себя там с уважением ко всем присутствующим. Себя же лично не верующим назвать никак не могу, но – без посредников.
– Мы всю жизнь учимся-учимся-учимся. А на выходе – получается, что ничему не научились. Наш разум бессилен справиться с этой задачей?
– Разум может иметь абсолютно непредставимую форму существования. Например, вода – отвечает всем признакам живого разума. Она чувствует и помнит, она внутри нас и снаружи, и всюду контролирует нас. Возможно, мы живём внутри разума, о котором не знаем ничего. Бог – саморазвивающаяся разумная система, а не застывшая вне пространства и времени матрица.
Мы не знаем и не можем знать, как именно выглядит Бог, и выглядит ли Он вообще хоть как-то? Да и нужно ли Ему как-то выглядеть?
У мысли нет предельной скорости, она мгновенна. Для Бога «сейчас» и «всегда» – одинаковы.
– Что ближе к истине – мысли или чувства?
– У того, чему нет начала – нет и конца. Чувства и мысли бессмертны. Гармония – одна из основ жизни. Так же, как и любовь. Тяготение живого к живому.
– В этом перечне не упоминается смерть. С чем это связано?
– Почему я говорю о жизни и не говорю о смерти? Потому что жизнь – это бытие, а смерть – небытие, а небытие означает не-существование, то, чего нет. Следовательно, смерти нет.
– Что такое ЧЕЛОВЕК?
– Человек – это то, что он мыслит и чувствует. И этим бессмертен. Физиологическое к этому отношения не имеет.
– Что можете сказать о языке Библии и Евангелий?
– Библию писали люди. Никакой Бог её не писал. Это документ, составленный множеством людей, обладавших разным уровнем знаний и умных в разной степени. Наиболее древние фрагменты Библии состоят из обрывков совершенно разных книг, мягко говоря, мало чего общего имевших с единобожием…
Бог – это Любовь, это сострадание и самопожертвование. В начальных главах Библии не-Божьего – ужасно много.
Крупицы правды об Иисусе я пытался собрать по четырём каноническим Евангелиям. Об этом – отдельная книга, за которую в мой адрес неоднократно поступали угрозы от тех, кто привык только стучать лбом об пол и ни о чём не думать.
– Библия и Евангелие – источник правды. Какой алгоритм Вами был выработан, чтобы эту правду увидеть в ворохе позднейших приписок?
– По поводу Библии и особенно Евангелий. За две с лишним тысячи лет человек не научился читать написанное и оценивать прочитанное объективно, отделяя позднейшие приписки, лакуны и дописки, в изобилии имеющиеся в священных текстах, когда люди пытались свои хотения и представления «узаконить», приписав их И.Х. На самом деле первое, что я увидел во всех канонических текстах: Иисус категорически требовал, и умолял, и просил каждый день и час об одном: НИКОГДА не называть его Богом!!! Ни-ког-да! Кроме того, Иисус никогда не говорил и не намекал на предательство Иуды, наоборот, Он называл его возлюбленным учеником. Зато Петра называл сатаной и требовал его выдворения именно как предателя. Но именно этого священники всех направлений одинаково не желают ни знать, ни замечать две тысячи лет… Это то, что касается исторической, а не легендарной подоплёки. Иисус никогда не был священником, зато им был Пётр.
История страданий Петра выдумана полностью. По факту, ему было наиболее выгодно убийство Христа. Оно позволило ему получить власть над христианской общиной, её деньгами и имуществом. Какая совесть может быть у сатаны? Вспомните и никогда не позволяйте себе забывать о том, что именно ему было сказано Учителем «Отойди от меня, сатана!». История о его страданиях и казни придуманы либо под его личным контролем, либо его последователями.
Я разбирался много лет, очень тщательно – Пётр – не апостол, не ученик и не последователь, он враг Христа, его соперник и жгучий чёрный завистник. Павел – да. Павел – ученик. Апостол. Учёный. Мученик. Но не Пётр. Кстати, Петра при жизни звали Кифой. Это его имя. Именование Кифы Петром было приписано Христу услужливыми летописцами Кифы.
А Иуде завидовали по-чёрному остальные спутники, потому что он был кассиром. Вся касса их группы была у Иуды. Какие-то 30 смешных сребренников ему на дух не были нужны: зачем? Он хотел денег? Абсолютно выдуманная чушь. В кассе, находившейся под его защитой, денег было десятикратно, стократно больше нищенских тридцати сребренников. Благодаря успешным выступлениям и речам Учителя их касса никогда не пустовала. Иуду обвинили во всех не его грехах лишь потому, что он погиб первым. Преступники всегда сваливают все возможные собственные вины и преступления на погибших, ибо те безответны. Иуда был и телохранителем, и кассиром, и самым доверенным лицом Учителя, и погиб, защищая Его, буквально в первые секунды ареста Христа. Потому что единственный не испугался, не бежал, не промолчал, не отрёкся, не солгал, а вступил в бой со всеми, кто хотел арестовать Христа. И погиб в неравной схватке.
Ни у кого из арестовывавших не было никакой особой нужды выяснять, кто здесь Иисус: за неделю до этого весь город приветствовал Христа, Учителя видела и знала в лицо каждая иерусалимская семья.
Библию и Евангелия на протяжении тысячелетий многократно уродовали «корректировками». Отделить приписанное от реального события – зачастую сложнее всего. Не бойтесь правды. В ней сила.
Основное, что помогало мне отделить вымысел от правды – это необязательность совершаемых действий. Если есть обязательность, значит, был некий умысел летописца. У Христа умыслов не было, значит, обязательность в его действиях – сознательная ложь, выдуманная позднее «для личного пользования». А вот если нет заданности на определённый результат, значит, правда.
Вообще, что мне нравится в Иисусе, так это Его жизнерадостность, умение радоваться жизни, о чём Он и говорил ученикам. И чувство юмора, да и вообще чувственность была Ему присуща. Не зря же Его так любили женщины, что многие покидали мужей, следуя за ним. А мужья ревновали, не понимая, что для Него важнее не телесное, а духовное в человеке. И что их женщины следовали за этим духовным, а не физическим.
Вот притча, которая не выдумана: о драгоценном масле, вылитом на Его голову. Почему женщина вылила масло на голову И.Х.? Потому что алчные ученики при ней начали рассуждать о том, сколько денег можно будет получить, продав этот кувшин с маслом. И она поняла, что её подарок достанется им, а не Христу, как только она уйдёт. Тогда, чтобы препятствовать такому развитию событий, она и вылила все масло Ему на голову. В такую правду событий – я верю безусловно.
– Икона Николая Чудотворца – особо почитаемая в Вашей семье. С чем это связано?
– В древности город Демре (Турция) назывался Мира, а страна – Ликия. Епископом города в IV веке был святитель Николай Чудотворец (Николай Мирликийский); здесь же он был захоронен саркофаге, в построенной сразу после его смерти церкви Святого Николая. В мае 1087 года мощи святителя были вывезены итальянскими купцами в город Бари.
Николай по семейной легенде является нашим родственником. Летом 2014-го года мы с женой Любовью и детьми, Русланой и Тимуром, были в Мире Ликийской (Демре). Мои дети оставили дедушке букет цветов.
В пору Великой Отечественной войны зимой 42-43-го года Николай постучался в дом нашей бабушки и остался на ночлег, а потом исчез. Это было в голодном татарском селе Усть-Уза Пензенской области, после переезда туда моих ленинградских беженцев. И случилось чудо: в течении нескольких недель самого голодного времени в печке появлялся наполненный горячей варёной картошкой чугунок. И семья выжила, в том числе моя мама.
К счастью, это не сказка. Я верю в рассказ своей матери. Моя мама блокадница, и она, слава Богу, ещё жива. Мама часто вспоминает ту зиму и этот момент. Рассказывает, что её мама сказала, что это был наш родственник, и что он – святой.
– Несколько слов о родословной Вашей семьи.
– Моя жена, Любовь Ахадова, русская и наполовину татарка, по матери, а по отцу – из дворянского рода, имевшего когда-то конные заводы и дворец в Петергофе.
Моего прапрадеда по материнской линии в 1904 году именным указом ввёл в потомственное дворянство император Николай II за особые заслуги на духовном поприще: он был предводителем мусульман Поволжья и жил в Пензе. Там есть район Ахуны. Его земли названы по его должности.
– На обложке Вашей книги «Ожидание чуда» по Вашему утверждению изображён Ангел. Какие события этому предшествовали?
– Это было видЕние в тундре во время выезда на геодезический объект. Мы группой обследовали состояние старых геодезических пунктов, которые иной раз приходилось откапывать из-под снега. Ледяная пустыня. Позёмка. Ветер. А перед нами – свет ангела.
– Вы утверждаете, что выполнение задания любого уровня сложности нужно поручать исключительно одному ответственному человеку. Эта позиция выработана в период Вашей работы на Крайнем Севере?
– Чем больше количество ответственных, тем больше риск невыполнения или некачественного формального выполнения задания. К этой мысли меня привёл опыт жизни.
– У Вас дети школьного возраста. Поэтому следующий вопрос будет к месту. Многие сходятся к мысли, что нынешнее образование превратилось в откровенное натаскивание при подготовке учеников к ОГЭ и ЕГЭ. Почему выбран именно этот формат?
– Потому что «так проще». Не надо ЗНАТЬ предмет, надо знать кнопку, на которую нужно нажать. Учить и учиться – это великий труд по добыванию знаний. Формат ЕГЭ никаких (!!!!!) знаний не даёт, он учит правильно добывать себе поощрительный «банан». Обыкновенный советский троечник моего времени, семидесятых годов, на голову грамотнее нынешних «медалистов». Неординарных педагогов травят за то, что те пытаются дать знания. Тех, кто послушно сидят во тьме, никто не трогает.
Родители как раз и помнят, что в школе когда-то давали знания.
– Если посмотреть в суть проблемы, то она имеет многовековую историю. Так ли?
– Христа распяли, над Магометом глумились, избивали его. Это было развлечением толпы. За что их казнили? За Слово.
Лучше меня об этом сказал и написал Виктор Петрович Астафьев, повествуя в своих «Затесях» о судьбах стихотворцев: «Никто не бывает так наивен и доверчив, как поэт. За сотни лет до нынешнего просвещённого и жестокого времени стихосочинителя карали, жгли, забивали плетьми, отсекали голову, убивали из пистолетов на дуэли, а он все прёт и прёт навстречу ветрам, певец и мученик, надеясь, что ветры пролетят над ним, беды минуют его… И так было всегда – поэзией двигала вера в доброту и милосердие, поэт и музыкант всех ближе к небу и Богу».
Я не помню школьную систему, не помню тех, кто ничего мне не дал, но я помню в лицо каждого своего Учителя, и то, чем они пожертвовали ради своих учеников. Вера и память давали мне силы жить тогда и там, где другим это казалось невыносимым.
– Ваша жизненная позиция в нынешних реалиях.
– Чудеса случаются в жизни каждого. Но не каждый умеет их замечать. Чтобы жизнь полюбила тебя, надо просто любить её, а не свои страдания в ней. Живите и радуйтесь, ибо жизнь, даже самая непростая, это – бытие. Будьте искренними, любите людей, потому что никто не ждёт ненависти, всем нужна любовь… даже тем, кто не понимает этого.
– Могли бы Вы свою жизнь разделить на «ДО» и «ПОСЛЕ»?
– Нет. Жизнь – это единое поле и смертью не делится на части. Жизнь – это бытие, смерть – небытие, то, чего нет… Отдельные события жизни – дуновения ветра времени.
– Необычный вопрос. Вы взрослый или ребёнок? Если ребёнок, то у него есть мечта. Какая?
– Конечно, ребёнок. Я же поэт. Мечт у меня много. Вот одна из них: увидеть хотя бы в относительной близи звезду, которую я подарил супруге. У звезды есть конкретные координаты. И у меня есть на неё документы. Называется звезда «Любовь Ахадова», находится она в созвездии Козерога. Документы, в том числе сертификат владения выдан Роскосмосом в 2017 году.
Или ещё раз испить воды из рек, названных моим именем. Просто я их нашёл однажды, а мои топографы нанесли на карту.
– Спасибо Вам за столь ёмкое интервью. Пусть Ваши задумки реализовываются, а мечты сбываются.
– Спасибо. А от себя добавлю, что, если Вы спасете хотя бы одного ребёнка, значит, не зря учили. И помните: такие подвижники, как Вы, нужны нашему будущему.
Интервью брал Владимир Толстиков,
член Союза журналистов Москвы, педагог,
главный редактор независимой открытой газеты «А» в КРУГе»
учебно-методической лаборатории детско-юношеской журналистики.
Эльдар Ахадов – российский поэт, прозаик и литературный исследователь, сопредседатель Литературного Совета Ассамблеи народов Евразии, почётный член Союза писателей Азербайджана, член российского отделения международного ПЕН-клуба, Союза писателей России, Южнорусского Союза Писателей, Русского географического общества. Обладатель множества всероссийских и международных литературных наград. Автор 73 книг на пяти языках: русском, азербайджанском, английском, испанском и сербском. Книги издавались в России, Азербайджане, США, Сербии, Мексике, Индии и Египте.
ЮЖНОЕ СИЯНИЕ 2(46)’ 2023
В НОМЕРЕ
ПОЭЗИЯ
Одесса: Сергей Главацкий. Расскажи нам, наш пепел… Стихотворения
Одесса: Александр Хинт. Тьма называется ночь. Стихотворения
Одесса: Наталия Тараненко. Мы просто притворились, что мы есть. Стихотворения
ПРОЗА
Одесса: Анна Михалевская. Методом исключения. Рассказы
Одесса: Алексей Рубан. Дом наш из белого камня. Миниатюры
Одесса: Андрей Никитин. Семьянин. Рассказы
ПОЭЗИЯ
Феодосия: Ника Батхен. Снег как сброшенная кожа. Стихотворения
Борнмут: Борис Фабрикант. Время не узнаешь на просвет. Стихотворения
Москва: Алексей Котельников. Nostalgie. Стихотворения
ПРОЗА
Одесса – Иерусалим: Евгений Кузьмин. Одно пришествие. Рассказ
Одесса: Галина Короткова. Плоды воспитания. Рассказы
Одесса – Сиэтл: Галина Соколова, Элла Мазько. Avi. Рассказ
ПОЭЗИЯ
Киев: Дмитрий Бураго. Вечный дом. Стихотворения
Москва: Андрей Коровин. Коши, мыши и прочие звери. Стихотворения
Казань: Алексей Остудин. Высоковольтный гул цикад. Стихотворения
ПЕРЕВОДЫ
Англоязычная поэзия в переводах Жанны Жаровой (Эдгар По, Блисс Карман, Уильям Дэйвис, Роберт Фрост)
ПОЭЗИЯ
Москва: Константин Кедров-Челищев. Я в храме жизни прихожанин. Стихотворения
Москва: Александр Карпенко. «Память, бабочка мнемозина…». Стихотворения
Белгород: Александр Оберемок. Недосмотренный конь и троянский сон. Стихотворения
ПРОЗА
Ростов-на-Дону: Ольга Андреева. Сосо. Рассказ
Кострома: Зинаида Варлыгина. Последний день гастролей. Повесть
Москва: Елена Вадюхина. История одной куклы. Сказка
ПОЭЗИЯ
Кишинёв: Ирина Ремизова. Тихие мельницы Божьи. Стихотворения
Москва: Марина Чиркова. Нежнейшей судорогою рук. Стихотворения
Ярославль: София Максимычева. В периметре обыденного сада. Стихотворения
«КАМЕРА-ОБСКУРА»
Кан, Нормандия: Валерий Байдин. «Петербург» Андрея Белого и «Чёрный квадрат»
«ЛИТМУЗЕЙ»
Судак: Людмила Корнеева. Сонетные метки на пути Аделаиды Герцык
«СЕТЧАТКА»
Москва – Гонконг: Мария Козлова. Поэт шестого чувства. О поэте Николае Шатрове
Вологда: Елена Титова. Концептуальная поэзия: истоки, особенности и последствия
«КНИЖНАЯ ПОЛКА» ЕЛЕНЫ СЕВРЮГИНОЙ
В трёхстах шагах от яростной зимы. О книге Софии Максимычевой «Дурочка»
Свет и тьма, обведённые мелом. О книге Геннадия Калашникова «Ловитва»
От чернозёма к двери небосвода. О книге Романа Смирнова «В городе»
Между зверем и Богом. О книге Григория Князева «Живые буквы»
Там, где живёт непуганое слово. О книге Владислава Китика «Светлое время дня»
«КНИЖНАЯ ПОЛКА» АЛЕКСАНДРА КАРПЕНКО
Умка: «превратиться в слова». О книге Ани Герасимовой (Умки) «Кирпич на кирпич»
Неистовый Вадим. О книге Вадима Ковды «Валун»
Цветок любви. О книге Эльдара Ахадова «Хары-бюльбюль»
Мост из прошлого в будущее. О книге Галины и Павла Барышниковых «Мост для императора»
Выговаривание звука. О книге Александра Воловика «Он это я»
Хождения по мукам и хвост морковкой. О книге Елены Данченко «Морковка для лошади Синтер Клааса»
«КОНКРЕТИКА ОТ КРИТИКА»
Ереван-Москва: Нарине Эйрамджянц. Роман-житие Светланы Василенко «Дурочка»
«ШКАФ»
Москва: Станислав Айдинян. Книга путешественника по литературе. О книге Александра Руднева «Путешествия по литературе»
Поэт Сергей Главацкий – известный организатор международного литературного пространства, долгие годы своей деятельностью объединял представителей самых разных жанров письменного творчества. Прежде всего поэтов, прозаиков, эссеистов, драматургов Одессы. Устраивавшиеся им в общественных залах литературно-поэтические чтения собирали большую аудиторию, множили круг увлечённых, собирали и поддерживали молодых пишущих. Начали с двух-трёх мероприятий в месяц, потом их количество числилось уже многими десятками. Сомнений ни у кого не было, что именно Сергей Главацкий возглавит в 2002 году Южнорусский Союз Писателей, основателем которого он может полноправно считаться. Его же инициативой был основанный в 2011 году одесский литературно-художественный «толстый» журнал «Южное Сияние», который вскоре после появления обрёл звучный читательский отклик, печатая авторов со всех концов света. В том же качестве журнал продолжается и сегодня, пережив некоторых из представителей старшего поколения, кто «на заре» заполнял его страницы. На Сергее Главацком, выпускающем редакторе этого периодического издания, лежит основное бремя выпусков номеров в более чем непростое, грозное время, когда издания вынужденно меняют свои адреса.
Ещё до «Южного Сияния» С. Главацкий выступил как составитель Одесской литературной антологии «Кайнозойские сумерки» (2008) и Одесской литературной антологии «Солнечное сплетение» (2010), составил одесские номера журнала «Дон» (2010, 2014), участвовал в составлении литературно-художественной антологии «Одесские страницы», а также во множестве альманахов и ещё длинном ряде сводных изданий. В современную литературу С. Главацкий внёс свой многомерный и многообразный вклад, это более 600 его разнообразных публикаций на самых разных литературных сетевых и бумажных ресурсах. Он был организатором Международного поэтического фестиваля «Межгород – 2009» в Одессе. Был председателем оргкомитета международного арт-фестиваля «Провинция у моря» (2012-2017), в разные годы член жюри литературных конкурсов и фестивалей, таких как «Славянские традиции», «Славянская лира», Международный Грушинский интернет-конкурс, «45-й калибр» и др. С 2009 по 2012 гг. – член руководства Конгресса литераторов Украины.
Лауреат Всеукраинской литературной премии им. М. Матусовского (2008), Сергей Главацкий – автор оригинальных, новаторских по неожиданности своей образности книг – «Неоновые пожары», «Апокалипсис Улыбки Джоконды», «Падение в небесах». В сети можно найти также проекты неопубликованных его поэтических сборников, составляющих отдельные цельные циклы. Он Поэт и обликом и душою, чья одарённость проявилась рано, а организаторский талант помогал Одессе не потерять поэтические традиции.
Пожелаем Поэту неоскудения сил душевных, неиссякаемой энергии и прежде всего Творчества, краеугольного, как таинственный кристалл, принесённый незримыми космическими, астральными ветрами из иных, высших миров…
Станислав Айдинян,
заместитель председателя Южнорусского союза писателей,
главный редактор литературно-художественного журнала «Южное Сияние»,
академик Российской академии художественной критики,
действительный член Европейской академии естественных наук,
действительный член Международной академии современных искусств,
член ученого совета Литературно-художественного музея М. и А. Цветаевых