Новости
ЧЛЕНЫ ЮРСП СТАЛИ ПОБЕДИТЕЛЯМИ МЕЖДУНАРОДНОГО КАМЕНЕВСКОГО КОНКУРСА «ХИЖИЦЫ – 2023»
ЧЛЕНЫ ЮРСП СТАЛИ ПОБЕДИТЕЛЯМИ МЕЖДУНАРОДНОГО КАМЕНЕВСКОГО КОНКУРСА «ХИЖИЦЫ – 2023»
Авторы Южнорусского Союза Писателей Елена Севрюгина (Мытищи) и Ирина Чудова (Пекин) стали победителями VII Международного литературного конкурса им. Гавриила Каменева «Хижицы – 2023», разделив на двоих первое место. Мы от всей души поздравляем наших прекрасных поэтов с заслуженной и такой убедительной победой!!! Вы, вне всякого сомнения, – гордость современной русской поэзии!!! Впрочем, это и без конкурсов известно всем, интересующимся современным литературным процессом!
На конкурс, посвящённый 250-летию со дня рождения поэта, предвестника романтизма, родившегося и творившего в Казани, Гавриила Петровича Каменева (1773-1803), автора первой русской героико-романтической поэмы «Громвал», созданной по мотивам казанской легенды о крылатом змее Зиланте, поступило 167 заявок, принято 118 работ из 11 стран. В состав жюри вошли известные поэты, редакторы литературных журналов, издатели, деятели культуры. Название конкурсу дало одно из исторических предместий Казани – Хижицы (Кизическая слобода), а также одноимённое стихотворение поэта.
Читайте новый номер журнала «Южное Сияние» (№ 47) в электронном и fb2 форматах – на литературном портале «Lit-web.net»:
http://lit-web.net/yuzhnoe-siyanie-3-2023/
Читайте сорок седьмой номер журнала «Южное Сияние» в электронном формате в библиотеке литературных журналов «ЛитБук»:
https://litbook.ru/issue/703/
Список всех авторов журнала:
https://litbook.ru/magazine/32/
Друзья!
В третьем за 2023 год номере журнала неактуальной литературы «Южное Сияние» (№3(47), 2023) – произведения 43 писателей. Авторы нового номера «ЮС» живут в 24 населённых пунктах 9 стран мира – Армении, Венгрии, Германии, Израиля, Латвии, Молдовы, России, США и Украины.
Прочесть электронную версию номера, а также скачать его pdf-версию можно по ссылке:
https://ursp.org/index.php/uzhnoe-siyanie/9-zhurnal-yuzhnoe-siyanie/124-us-3-2023
Авторы поэтических подборок, опубликованных в номере – Сергей Главацкий, Андрей Ивонин, Галина Ицкович, Вера Зубарева, Владислав Китик, Елена Коро и Оксана Денисова, Ян Кунтур, Лев Либолев, Татьяна Некрасова, Наталья Новохатняя, Сергей Пагын, Олеся Рудягина, Валерий Сухарев и Роман Смирнов. В рубрике переводов – поэма Эльдара Ахадова с переводом Иванэ Ментешашвили на грузинский язык.
Художественная проза представлена рассказами Дмитрия Бураго, Виктории Колтуновой, Евгения Кузьмина, Игоря Михайлова и Натальи Стеркиной, автобиографической прозой Ольги Ильницкой и Вячеслава Килесы, драматургия представлена пьесой Станислава Айдиняна. В мемориальной рубрике «Фонограф» – рассказ Вероники Коваль и стихотворные подборки Александра Соболева и Александры Юнко.
В конкурсной рубрике «Окоём» – рассказы Эдди Крока, Елены Пальвановой и Елены Южаковой, а в фестивальной рубрике «Горизонт» – рассказы Ольги Баракаевой, Алексея Жукова и Натальи Холмогоровой, а также стихотворения Юрия Бердана и Соэля Карцева.
В литературоведческих рубриках «ЛитМузей», «Сетчатка» и «Камера-Обскура» вы прочтёте материалы, посвящённые мнению Марины Цветаевой о детской литературе, образу Бога в поэзии Николая Гумилёва, поздним повестям Валентина Катаева и книге «Воспоминания о Борисе Пастернаке». В рубрике «Конкретика от критика» читайте о романе «Шатуны» Ю. Мамлеева.
В нынешнем номере опубликованы целых 23 рецензии на современные издания. В «Книжной полке» Александра Карпенко вы найдёте рецензии на книги Станислава Айдиняна и Андрея Краевского, Эльдара Ахадова, Антонины Беловой, Никиты Брагина, Германа Гецевича, Фреды Калин, Константина Кедрова, Ирины Ковалёвой, Александра Лазарева и Людмилы Осокиной, заметки о поэзии Андрея Грицмана и Софьи Паперной. А в «Книжной полке» Елены Севрюгиной – на книги Нины Баландиной, Юлии Гайнановой, Ольги Гуляевой, Софии Максимычевой, Никиты Пирогова и Элины Суховой. В «Книжной полке» Александра Руднева – отзывы на книги Григора Апояна, Виктора Гроссмана и Александра Раткевича. В рубрике «Шкаф» – подробно и увлекательно о книге Елены Севрюгиной.
Справка. «Ѧ» является печатным органом Южнорусского Союза Писателей, выходит ежеквартально с 2011 года и публикует поэзию, прозу, литературоведческие и критические материалы писателей разных стран мира, отдавая предпочтение авторам ЮРСП и Одессы. С 2022 года журнал издаётся в американском издательстве «Ariella Publishing» (Филадельфия). На просторах интернета с «Южным Сиянием» можно подробно ознакомиться на основной странице журнала (https://ursp.org/index.php/uzhnoe-siyanie), а также на журнальных порталах «Мегалит», «Журнальный мир», «ЛитБук», «Lit-Web» и «Интелрос».
ЮЖНОЕ СИЯНИЕ 3(47)’ 2023
В НОМЕРЕ
ПОЭЗИЯ
Одесса: Валерий Сухарев. Город, улица, адрес, кровать. Стихотворения
Одесса: Сергей Главацкий. Моя подвенечная память. Стихотворения
Одесса: Владислав Китик. Часовщикам отмерен срок. Стихотворения
ПРОЗА
Одесса: Виктория Колтунова. Азамаха. Рассказ
Одесса – Иерусалим: Евгений Кузьмин. Краткое жизнеописание, или Сокровенный дневник Цахеса Циннобера Великого, произведение, составленное им самим. Рассказ
ПОЭЗИЯ
Одесса – Филадельфия: Вера Зубарева. По ком гудят суда… Стихотворения
Одесса – Германия: Лев Либолев. Ключи от всех домов, которые оставил. Стихотворения
Одесса – Нью-Йорк: Галина Ицкович. На ладони верховного таможенника. Стихотворения
ПЕРЕВОДЫ
Красноярск: Эльдар Ахадов. Сказание о Грузии. С переводом Иванэ Ментешашвили на грузинский язык
ПРОЗА
Симферополь: Вячеслав Килеса. Из автобиографического романа «СИД»
Одесса – Москва: Ольга Ильницкая. В разломе (1972-1984 гг.)
ДРАМАТУРГИЯ
Москва: Станислав Айдинян. Тройное счастье. Пьеса в двух действиях по рассказу Аркадия Аверченко «Здание на песке»
ПОЭЗИЯ
Кишинёв: Олеся Рудягина. В трюме затонувшего июня. Стихотворения
Кишинёв: Татьяна Некрасова. Если одуванчик мимолётный… Стихотворения
Кишинёв: Наталья Новохатняя. Из города К. Стихотворения
Единцы: Сергей Пагын. Даль стоит за веществом. Стихотворения
«ФОНОГРАФ»
Одесса: Вероника Коваль. Красный конверт. Рассказ
Кишинёв: Александра Юнко. Останется строка. Стихотворения
Ростов-на-Дону: Александр Соболев. По праву говорящего. Стихотворения
ПРОЗА
Москва: Игорь Михайлов. Девушка с причудой. Рассказы
Киев: Дмитрий Бураго. Повседневность. Рассказы
Москва: Наталья Стеркина. Троллейбус дальнего следования. Рассказы
ПОЭЗИЯ
Евпатория: Елена Коро, Оксана Денисова. Сано Чара. Песнь степного зайца
Москва: Андрей Ивонин. Белые лодки на чёрной воде. Стихотворения
Будапешт: Ян Кунтур. Из сот цветущих лип. Стихотворения
Электросталь: Роман Смирнов. Качели вместо карусели. Стихотворения
«ОКОЁМ»
Нижний Новгород: Эдди Крок. Где-то на крайнем севере. Рассказ
Москва: Елена Пальванова. Гадкий чертёнок. Рассказ
Псков: Елена Южакова. Душа моя. Рассказ
«ГОРИЗОНТ»
Нью-Йорк: Юрий Бердан. Стихотворения
Дортмунд: Соэль Карцев. Стихотворения
Рига: Алексей Жуков. Тень ангела. Рассказ
Москва: Ольга Баракаева. Аршалуйс и Верочка. Рассказ
Клявлино Самарской обл.: Наталья Холмогорова. Немтырь. Рассказ
«ЛИТМУЗЕЙ»
Вологда: Елена Титова. Концепция детской литературы в эмигрантском творчестве М. Цветаевой
Вологда: Людмила Егорова. Книга о Б. Пастернаке и сёстрах Цветаевых
«СЕТЧАТКА»
Москва: Антонина Белова. Образ Бога в поэзии Николая Гумилёва
«КАМЕРА-ОБСКУРА»
Москва: Станислав Айдинян. О поздних повестях Валентина Катаева и мовизме
«КОНКРЕТИКА ОТ КРИТИКА»
Ереван – Москва: Нарине Эйрамджянц. Роман «Шатуны» в творчестве Ю. Мамлеева
«КНИЖНАЯ ПОЛКА» ЕЛЕНЫ СЕВРЮГИНОЙ
«И жизнь вдруг распахнулась так крылато…». Размышляя о двух книгах Нины Баландиной
Птица в темноте. О книге Софии Максимычевой «Эхолот»
Взгляд с высоты дна. О книге Юлии Гайнановой «Бутылка»
Песня тихая общей любви. О книге Никиты Пирогова «Дом света»
Любовь в пределах зоны комфорта. О книге Ольги Гуляевой «Солнце, луна и оборотная сторона»
Близкое небо. О книге Элины Суховой «Одна большая любовь»
«КНИЖНАЯ ПОЛКА» АЛЕКСАНДРА КАРПЕНКО
«Гармония рождается из хаоса…». О книге Германа Гецевича «Геометрия судьбы»
Сонеты как сонаты. О книге Германа Гецевича «Двойная игра»
«Душа перекодируется в слово…». О книге Константина Кедрова «На дружеской ноге»
«Где от мира скрывается дух…». О книге Никиты Брагина «Сансара»
Ненастоящая любовь. О книге Станислава Айдиняна и Андрея Краевского «Тройное счастье»
«Ничто человеческое, или Паганини русской поэзии». О книге Людмилы Осокиной «Причуды Влодова»
«Такая жажда в каждом дне…». О книге Антонины Беловой «Время не виновник»
Живое прошлое. О книге Эльдара Ахадова «След»
Эстетическое новаторство Александра Лазарева. О книге «Такие пироги»
«Я люблю тревогу и трепет…». О поэзии Софьи Паперной
«Сквозь меня протекают стихи…». О книге Ирины Ковалёвой «Вечный город»
«Жизнь умнее нас». О повести Фреды Калин «Три жизни доктора Сигала»
Две души, два языка, две родины. О поэзии Андрея Грицмана
«КНИЖНАЯ ПОЛКА» АЛЕКСАНДРА РУДНЕВА
«Вы помните, вы всё, конечно, помните…». О книге Александра Раткевича «Женщины Есенина»
Возвращение Виктора Гроссмана. О книге Виктора Гроссмана «Избранные сочинения в двух частях»
На круги своя. О книге Григора Апояна «Плоть и кровь»
«ШКАФ»
Москва: Марина Чиркова. Единство восприятия и внутренний конфликт в поэзии Елены Севрюгиной. О книге «Раздетый свет»
ВЕРОНИКА КОВАЛЬ
(17.02.1939 – 17.09.2023)
Произошло то, во что ещё долгое время нельзя будет поверить. Все слова сейчас бессмысленны... Навсегда остановилось сердце удивительной Вероники Анатольевны Коваль – прозаика, искусствоведа, журналиста, автора и ведущей просветительских программ. Она была автором более чем 20 книг художественной («Последний выстрел Купидона», «Час Птицы», «Ближе к небесам», «Во всём виновата Мурасаки», «Я притворилась кошкой», «Предчувствие» и др.) и документальной прозы («История одной жизни», «Мы родом из войны», «О клубной жизни и о себе», «Твори – и дари», «Двойничество», «Негасимый свет таланта» и др.), публикаций в альманахах «Меценат и Мир», «Дерибасовская – Ришельевская», «Соты», «Палисадник», журналах «Южное Сияние», «Гостиная», лауреатом литературной премии им. К.Г. Паустовского, членом Южнорусского Союза Писателей (2012), Национального союза журналистов Украины, Союза театральных деятелей и т.д., и т.д... Вероника Анатольевна прожила долгую и насыщенную творческую жизнь, однако у неё всегда, до последнего момента было несметное, бессчётное количество идей и планов, постоянно велась работа над новыми книгами и публикациями, новыми мероприятиями и выступлениями, практически все они воплощались в жизнь и находили широкий отклик у достопочтенной публики. А о тех планах, которым в последние годы не удалось воплотиться, мы вспоминаем с большим сожалением – бывало, сбыться им мешали эпидемия коронавируса и другие мировые катаклизмы: ничто другое не могло остановить Веронику Коваль. И если бы у неё было больше возможностей, больше времени – мы были бы ошеломлены потенциалом Вероники Коваль. Да, она умела дарить надежду и убеждать в преобладании и победе гуманистического начала в человеке, постоянно напоминая нам посредством деяний своих персонажей и героев своих культурных программ, что сильный человек может изменить свою судьбу, повлиять на ход истории, направить мысли заблудившихся в нужное русло.
Нам очень горько, очень больно. Мы знаем, что такие, как Вероника Анатольевна, с божьей искрой – уникальные, неповторимые и незабываемые... Уходят лучшие представители ЮРСП, и вместе с ними уходит в историю сам Южнорусский Союз Писателей. Нам остаётся перечитывать её книги, публикации в периодике, пересматривать видеозаписи её авторских программ. И благодарить Веронику Анатольевну Коваль за то, что была с нами, за долгую дружбу и продуктивное сотрудничество, за её доверие, оказанное нам, активное участие в жизни организации... Все слова сейчас бессмысленны и звучат фальшиво. Но... это было, было, было в Одессе. Пусть теперь Вам будет хорошо в небесах! Спасибо вам за всё! Мы Вас любим!
Прощание состоится 19 сентября в 13.40. на территории крематория (Таировское кладбище, Одесса).
Новый номер журнала «Южное Сияние» (№ 46) – на литературном портале «ЖУРНАЛЬНЫЙ МИР»:
https://www.zhurmir.ru/yuzhnoe-siyanie-no246-2023
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ ГОЛУБОВСКИЙ
(5.12.1936 – 6.08.2023)
Евгений Михайлович Голубовский, вице-президент Всемирного клуба одесситов, Почетный гражданин Одессы, полный кавалер орденов Маразли, журналист, публицист и культуролог, редактор газеты «Всемирные одесские новости», заместитель главного редактора альманаха «Дерибасовская-Ришельевская», создатель и руководитель литературной студии «Зелёная лампа», составитель и автор предисловий более чем двадцати книг, ушёл из жизни на 87-ом году...
Евгений Михайлович Голубовский… Друг, творец, подвижник и сподвижник, вечный движитель и хранитель традиций, человек с большой буквы, до последнего момента верящий… или нет – верующий в Одессу, её великое будущее и её неисчерпаемый потенциал, даже тогда, когда многие угодили в воронку ненависти, гнева, страха, апатии, стали двухмерными копиями своих «сумеречных двойников», даже тогда, когда от самой Одессы осталась только тень. Да, и тогда он сумел остаться собой, сохранить своё лицо, быть путеводным маяком для других.
Когда уходят такие, как Евгений Михайлович, долго не получается сказать что-то по сути, невозможно в принципе осознать степень нарушения равновесия в окружающем мире. Да и здесь неверно сказано – таких, как он, живущих для города и во имя города, ощущающих город как временной спектр удивительных людей прошлого и настоящего, в Одессе больше нет и не будет. Будут другие, но таких, как он – больше не будет. Поэтому любая степень осознания потери будет неполной, иллюзорной.
Не счесть тех, кому Евгений Михайлович от чистого сердца помогал делом и советом, кого направил на тернистый, причудливый, но невероятно увлекательный путь творчества и жизни, постоянно сопряжённой с творчеством, в ком – в будущих поэтах, прозаиках и многих-многих других – обнаружил созидательное начало. Даже когда сам человек ещё не осознавал своих способностей, взгляд Евгения Михайловича был безупречен и безошибочен. Сотни идей, сотни проектов, сотни имён… И всё, даже эпохальное, у него получалось тихо, спокойно, размеренно, происходило ради результата, а не ради «хайпа», потому дело его было – правое. Потому что он принимал Одессу близко к сердцу… Тысячам и тысячам благодарных одесситов есть что вспомнить и рассказать о нём.
Это была жизнь, наполненная – не побоимся этого слова – деяниями, добрыми деяниями, отголоски которых, надеемся, ещё долго будут питать ментальную почву будущего города, наставлять тянущихся к свету, небезразличных, пытающихся не стать манкуртами, жизнь, которая будет служить примером для желающих хотя бы в чём-то походить на Евгения Михайловича Голубовского, такого настоящего, интеллигентного, пассионарного.
Бесконечно горько. И оттого, что уходит эпоха и c нею те, благодаря которым эта эпоха была такой, какой она была. И оттого, что Евгений Михайлович ушёл в такое сложное время, с постоянной тревогой за судьбы тех, за кого чувствовал ответственность. Но мы знаем, что смерти нет. Поэтому постараемся, чтобы ему не было стыдно за нас там, в лучшем мире. Нам есть на кого равняться.
Евгений Михайлович, мы вас любим!
С благодарностью,
мы
***
ЕВГЕНИЙ ДЕМЕНОК
СВЕТЛЫЙ ДУХ ЕВГЕНИЯ МИХАЙЛОВИЧА ГОЛУБОВСКОГО
Лучше всего мы учимся у тех, кто рядом. Поэтому так важен правильный выбор друзей. А вот учителей, настоящих учителей не выбирают. Они сами появляются в нашей жизни в нужный момент.
Мы познакомились, когда ему было семьдесят два. Всего семьдесят два. Мне было тридцать девять.
Нет, действительно мы были знакомы гораздо раньше, но это было, как говорят в Одессе, давно и неправда – вряд ли Евгений Михайлович обращал внимание на меня, шестилетнего, игравшего с Катей Мальцевой на даче у Николая Алексеевича Полторацкого. А я, разумеется, не понимал, о чём они говорят, что обсуждают.
Дорого бы я дал сейчас за то, чтобы вновь услышать их разговоры.
За пятнадцать лет дружбы – осмелюсь назвать это так – мы многое успели.
Мы создали «Зелёную лампу» и провели сотни вечеров, на которых одесские поэты и прозаики читали свои новые тексты.
Издали полтора десятка книг авторства наших «ламповцев».
Взяли больше шестидесяти интервью у одесских художников, которые легли в основу трёх выпусков нашего альманаха «Смутная алчба». Мастерские художников – особый, счастливый мир, и ходить с Евгением Михайловичем к тем, с кем он был знаком десятки лет, было наслаждением.
На одном из международных литературных фестивалей, проходивших в Одессе, мы с ним вызвались поговорить о судьбе и наследии Михаила Кольцова. Было это в 2017 году, совсем недавно. Рассказали собравшимся в «Золотом зале» Одесского литературного музея о задуманном им и воплощённом в жизнь усилиями двадцати шести авторов – да каких! – романе «Большие пожары». И сами подумали – а почему бы и нам не сыграть в эту литературную игру?
Результат игры – четыре романа, авторами которых стали несколько десятков одесских авторов, живущих по всему миру. Романы печатались «онлайн» в «Вечерней Одессе», и в эти месяцы газету по четвергам в киосках было не сыскать.
Сюжетные ходы были непредсказуемы, авторы получали тексты предыдущих глав за неделю до сроков сдачи своих. И Евгений Михайлович всем этим управлял, умело дирижировал.
Он был просветителем. Он опекал и оберегал. Он вдохновлял. А ещё он был хранителем – не только искусства, но и того неуловимого, что мы называем одесским духом. Того, что неистребимо.
Способов для этого было много: газета, альманах, книги и сборники, выступления и интервью.
А главное – устная традиция. Он передавал свои знания об истории Одессы так, как в своё время передавали Устную Тору. Это была святыня. Он знал всех и обо всём, его знали все. Ему бесконечно звонили, его повсюду приглашали, ни одно культурное событие в городе не обходилось без его прямого или опосредованного участия.
Ужасно жаль, что эта Устная Тора пока не вылилась в Талмуд – хотя и Евгений Михайлович, и Валентина Степановна Голубовские успели издать по несколько сборников воспоминаний. А фейсбучные дневники его перепечатали уже несколько журналов.
А как он умудрялся вычитывать весь тот поток текстов, который ему присылали ежедневно десятки авторов на протяжении десятков лет, я до сих пор не понимаю. Для многих из нас он являлся первым читателем – первым и самым важным. Но ведь читал же, и отвечал каждому, и советовал, и поправлял! И открывал всё новые и новые таланты, и доказал, что литературная жизнь в Одессе жива. Фактически создал новую одесскую литературную волну, выводил на орбиту узнаваемости и популярности многих и многих. «Одесские» сборники вышли в ряде толстых журналов разных городов и стран – и всё благодаря его усилиям.
Замечать новое и возвращать к жизни забытое было присущим ему особым даром. Благодаря Евгению Михайловичу одесситы вновь открыли для себя Владимира Жаботинского и Ефима Зозулю, Анатолия Фиолетова и Владимира Пяста. А уж сколько предисловий к вышедшим в нашем городе книгам он написал, не знает, думаю, даже он сам.
Однажды в разговоре я пошутил о том, что Евгений Михайлович – гвоздь, на котором висит пальто одесской культуры. Все мы знаем, что в каждой шутке есть лишь доля шутки – остальное правда. В этой – так точно.
Юрий Михайлик написал как-то: «Голубовский – как говорят архитекторы – градообразующий фактор».
И это ни в коей мере не являлось преувеличением.
Он всегда был верен себе и своим принципам. «Евгений» в переводе с греческого – благородный. Евгений Михайлович, как никто, соответствовал этому имени.
Во многом благодаря ему в 1960-70-х возродился образ Одессы – образ города необычного, не такого, как все; города с уникальными людьми, со своей контркультурой, со своим уникальным прошлым. Сегодня мы привычно называем это «одесским мифом», и по сей день знатоки Одессы, краеведы и просто «фанаты» нашего города, зачастую сами того не зная, продолжают начатое им дело.
5 августа 2019, как всегда поздно вечером, практически в полночь, Евгений Михайлович написал в Фейсбуке:
«Шестое августа… Много о чём можно было бы написать. Но нельзя, нужно о том, что больше другого на душе в этот день…
Встречался вчера с интересным человеком, коллекционером из Мариуполя. С Леной Антроповой размышляли, как улучшить наш сайт „Они оставили след в истории Одессы“».
Складываются воспоминания о Мише Рыбаке, товарище, фотожурналисте…
Но в памяти всё время звучала строка Пастернака: «Шестое августа по старому, Преображение Господне».
Как много замечательных стихотворений написано про август… Перебираю в уме. Фет, Некрасов, Анненский, Гиппиус. К нам поближе – Бродский, Ахмадулина… А как не вспомнить Ахматову:
«В каждом августе, Бог правый,
Столько праздников и смертей…».
Не буду никого ни с кем сравнивать. Но для меня, полюбившего стихи Бориса Пастернака с юности, очарованного его захлёбывающейся скороговоркой, вначале трудно было принять стихи позднего Пастернака. Но… пришло время у меня и для этих стихов. И с тех пор одно из самых любимых, почти пророческое, написанное в 1953 году – «Август».
«Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.
Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома посёлка,
Мою постель, подушку мокрую,
И край стены за книжной полкой.
Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.
Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.
И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Нагой, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.
С притихшими его вершинами
Соседствовало небо важно,
И голосами петушиными
Перекликалась даль протяжно.
В лесу казенной землемершею
Стояла смерть среди погоста,
Смотря в лицо мое умершее,
Чтоб вырыть яму мне по росту».
*
«Почти пророческое» стало пророческим. Шестого августа Евгения Михайловича не стало…
А восьмого августа, в день похорон, к себе «приковывала взоры» двойная радуга, внезапно засиявшая над всем городом и над морем.
И это не было случайностью.
«Прощай, размах крыла расправленный,
Полёта вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство».
Евгений Михайлович был не только другом, учителем, наставником. Он был образцом для подражания, который самой своей жизнью показывал нам пример того, как действовать правильно и достойно. Показывал и будет показывать, потому что его свет будет с нами всегда.
И самым правильным будет стараться продолжать делать то, что делал он.
***
Читайте новый номер журнала «Южное Сияние» (№ 46) в электронном и fb2 форматах – на литературном портале «Lit-web.net»:
http://lit-web.net/yuzhnoe-siyanie-2-2023/
Читайте сорок шестой номер журнала «Южное Сияние» в электронном формате в библиотеке литературных журналов «ЛитБук»:
https://litbook.ru/issue/698/
Список всех авторов журнала:
https://litbook.ru/magazine/32/