Новости
Не углубляясь в историю возникновения литературных салонов в Одессе, всё же позволю себе проследить некую градацию: от блистательной Елизаветы Воронцовой до удивительной Изабеллы Леви, о гостеприимном доме которой мне неоднократно рассказывала актриса Елена Куклова, чей светлый и уютный дом тоже являлся своего рода таким «салоном» – здесь собирались и продолжают собираться ярчайшие жители и гости нашего города: актёры, музыканты, художники и, конечно же, поэты.
В прошлом столетии возникло явление «квартирник». По сути, это были те же самые салоны, в духе времени, разумеется. За неимением роскошных и просторных апартаментов, встречи проходили в чьей-то квартире, на кухне, адреса менялись, это были «кочующие» салоны. Здесь можно было услышать музыку, стихи, пообщаться с теми, чьё творчество было не одобрено властью, а порою и просто запрещено, полистать «самиздат», поговорить о том, о чём и думать-то возбранялось.
Что объединяет эти встречи? Наполненность и наполнение. Не хлебом единым, как известно…
Но это всё в прошлом. И, кажется, атмосфера, дух салонов утрачены нами уже безвозвратно. И дело здесь не в роскошных апартаментах, не в бальных платьях и веерах, не в альбомах, куда барышням уездным и столичным писали поэты. Есть блоги, есть «живые журналы», есть куда писать и о чём писать. Возникает, правда, противный вопрос: кому. Или – для кого. Но эти вопросы из области риторики. Нет барышень, и совсем плохо с поэтами, но на писании это никоим образом не сказывается. Сказывается на письменности и на устности – на словесности – в целом.
Многим, наверное, уже знаком печальный прогноз Института лингвистики в Тарту (бывшая Академия языковедения СССР), который не так давно объявил, что русский язык ... почти мёртв. Цитирую: «Русский язык больше не язык. Мониторинг, ежегодно проводимый сотрудниками института, показал, что русский язык перестал соответствовать минимальным требованиям о самоидентичности, богатстве словарного запаса и сфере применения. Если в течение 2013 года картина не изменится, то русский язык будет объявлен мертвым языком, со всеми вытекающими из этого последствиями: закрытие курсов русского языка в Европе, исключение его из официальных языков организаций мира (ООН, ЮНЕСКО) и запрет на его употребление в посольствах для общения с россиянами».
После таких прогнозов становится как-то не по себе. Несмотря на то, что в разные времена русский язык переживал засилье языков разных (одних только тюркских корней сколько в словах, которые мы сегодня считаем родными, русскими). Несмотря на то, что канули в небытие аббревиатуры и неологизмы первых лет советской власти, которые проникли даже в святая святых – в ономастику, оставив нам на память леденящие душу имена Даздраперма (Да здравствует первое мая), Далис (Да здравствует Ленин и Сталин), Дележ (Дело Ленина живёт), Ясленик (Я с Лениным и Крупской) и т.п.
Много ещё примеров можно было бы привести, «им несть числа». Остаётся только надеяться, что и современный «рунглиш», а именно на таком, упрощённо-усреднённом сленге общается сегодня русскоговорящее, «младое и незнакомое» племя, уйдёт в прошлое.
С бедой этой справиться не так просто, опять же, по прогнозам Института лингвистики. Цитирую: «Во-первых, почти заканчивается словообразование на основе родных корней. Новые термины и понятия являются заимствованными. Понятия, пришедшие извне, вытесняют родные аналоги, из двух синонимов выживает заимствованный. Общество не способно производить адекватную замену иностранным словам, довольствуясь прямым заимствованием, разрушается связь между деятельностью индивида и его родным языком. Частным случаем такого регресса является «язык рабов», достаточный для понимания указаний хозяина, но абсолютно бесполезный для общения на отвлеченные темы. Как пример ученые Тарту приводят широко распространенный в России «рунглиш».
Во-вторых, знание языка перестает поощряться в обществе. Снижается ценность этого знания для экономически активного индивида, язык не способен поднять стоимость работника в конкурентной борьбе на рынке труда. На первое место при трудоустройстве выходят личные связи и требования по минимальной зарплате, поэтому в структуре занятости преобладают «блатные» на вершине пирамиды, и «гастарбайтеры» в её основании. Государство без видимых протестов общества сокращает часы преподавания родного языка в школе, экзамены по нему проходят в виде обезличенных тестов. Снижается общий уровень грамотности теле- и радиовещания, газеты выходят с опечатками и ошибками, которые никто не замечает.
В-третьих, государственные структуры не используют в своей деятельности официальный язык страны. Патриархальная Православная Церковь проводит богослужения на церковнославянском, МВД использует упрощенный служебный диалект, МИД оперирует французским, немецким и английским. В такой ситуации полностью исчезает понятие единого языка, население разобщается по профессиональной принадлежности, которая определяет значение и смысл слов.
В-четвертых, язык перестает быть образным, из него вымываются слова общего значения, предпочтение отдается синонимам местоимениям «тот» и «этот». Общение между людьми сводится к ситуативно-контекстному словообразованию, часто на основе одного корня.
— Дай эту фиговину.
— На фига?
— Я ею прифигачу вот эту фигню.
— Так ведь фигня получится!
— А тебе не по фигу?» ( http://fognews.ru/russkij-yazyk-bolshe-ne-yazyk.html)
Однако, самое странное и страшное происходит, когда на таком вот «рунглише» начинают самовыражаться люди, не относящиеся к младому племени. Для чего, зачем… Чтобы казаться моложе? Чтобы выглядеть более современно? Пластика речи? И всё чаще и чаще из уст убелённого сединами господина или дамы элегантного возраста доносится: «зафрендить», «обалдеть», «драйв», «отпад» и «офигеть». И выглядят эти люди весьма и весьма комично, мягко говоря. Нет-нет, что вы, я прекрасно понимаю, что такое случалось и раньше. Но тогда среди сотрудников магазина ещё можно было отыскать просто продавца, а теперь сложно – теперь там все менеджеры, реализаторы и мерчендайзеры, да и все мы давно уже живём в окружении дилеров, брокеров и провайдеров.
Возможно, стоит воздержаться от употребления рунглиша и тем, кто позиционирует себя писателем, а тем более – поэтом, русским поэтом. Возможно… И если вместо слова «тусовка», вам вспомнится замечательное слово «салон», которое, кстати, тоже не исконно русское, но давно обрусевшее, то не забывайте его, пожалуйста. А если об этом слове вам напомнит анонс «Литературной Среды» от Одесского литературного Центра, обязательно посетите это немного непривычное, но очень располагающее к общению место.
Не далее как вчера, там прошла ещё одна встреча, и очаровательная хозяйка салона Элла Леус – известный одесский прозаик, радушно встречала гостей. Не могу не сказать о том, что именно стараниями Эллы был создан книжный интернет-магазин, где любой желающий может приобрести книги одесских поэтов и прозаиков с автографами. Напомню, что у истоков возрождения традиции литературных салонов в Одессе, стояли председатель Южнорусского союза писателей и одесской организации Конгресса литераторов Украины Сергей Главацкий, председатель Одесского литературного центра, член Южнорусского союза писателей Элла Леус и учредитель Одесского литературного центра, член Национального союза писателей Украины Олег Дрямин.
В августовской же программе «Литературной Среды» читали поэты Ирина Дежева, Сергей Александров, Юлия Петрусевичюте. Рассказ А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда» прозвучал в исполнении Ильи Змеева. Своего рода «одесской изюминкой» вчерашней встречи, стало выступление Алексея Семенищева, уже привычной «изюминкой», поскольку Алексей является завсегдатаем салона, но неизменно яркой, колоритной и долгожданной.
И закрались в мою душу радостные сомнения по поводу преждевременной кончины языка русского: он скорее жив, чем мёртв, и жизнь его от нас с вами зависит, от того, какие слова мы употребляем в своей повседневной речи, какую литературу читаем…, что и о чём пишем. Тусуемся, или, всё-таки, общаемся. Тусовка в анонсе заявлена или, всё-таки, встреча в литературном салоне.
Прошу простить за чрезмерное увлечение цитатами, это последняя – о тусовке. Лучше и точнее не скажешь: «Тусовка не оправдывает деятельность, у нее нет для этого адекватных критериев – она требует лишь соблюдения встреч. Тусовка – это внепроизводственное и чисто симулятивное сообщество. Тусовка – это особый тип связей в визуальной сфере: она помнит только то, что видит, и забывает, как только некто выпадает из ее поля зрения. Она лишена нравственных императивов и обязательных ритуалов, не знает оппозиции или предательства, ее невозможно деконструировать, а только можно игнорировать, воздерживаясь от встреч. Зато, возвращаясь после долгого перерыва, вновь чувствуешь себя на месте: никто не заметил твоего отсутствия, что легко добавляет бодрости духа». (http://party.cjcity.ru/articles/tusovka.php). Одним словом – разновидность «ничто», коими сегодня изобилует пространство. Предполагается насыщение, наполненность от общения, от чтения, от прослушивания, от просмотра, а насыщения и наполненности не происходит – нечем. Ибо внутри этого самого «ничто» – пустота.
В связи с этим и вместо заключения хочется пожелать вышеупомянутому литературному салону и далее продолжать в том же духе и, упаси Б-же, не трансформироваться в тусовку, а великому, могучему, до слёз родному русскому языку – выжить.
Людмила Шарга
С 23 по 26 августа 2012 года в бельгийском Льеже и французском Париже прошёл Четвёртый Всемирный поэтический фестиваль «Эмигрантская лира-2012». В поэтическом конкурсе «Неоставленная страна» первое место и приз «Золотой Манекен-Пис» присуждены Александру Хинту (Украина, г. Одесса, Южнорусский Союз Писателей). Приз зрительских симпатий также получил Александр Хинт (Украина). Мы поздравляем Александра с заслуженной победой!
3 сентября в 18:30 в рамках арт-фестиваля «Провинция у моря» в Выставочном зале Музея изобразительных искусств им. А. Белого (г. Ильичёвск, ул. Ленина, 30) состоится творческий вечер Ольги Ильницкой (Москва – Одесса) и Евгении Краснояровой (Одесса).
Ольга Ильницкая – член Южнорусского Союза Писателей, Союза писателей Москвы, Конгресса литераторов Украины, Национального союза журналистов Украины, ПЕН-клуба, возглавляет отдела прозы журнала «Южное Сияние».
Евгения Красноярова – член Южнорусского Союза Писателей, Союза российских писателей, Конгресса литераторов Украины, Межрегионального союза писателей Украины, возглавляет отдел поэзии журнала «Южное Сияние».
На вечере будут презентованы новые поэтические книги Евгении Краснояровой «Водяные Знаки» (2012) и «Мера Вероятности» (2012).
Вход свободный.
Мероприятие в Контакте:
http://vk.com/event42448977
01.09.2012. КРИЗИС СРЕДНЕГО ВО. ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ АЛЕКСАНДРА СЕМЫКИНА
01.09.2012. КРИЗИС СРЕДНЕГО ВО. ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ АЛЕКСАНДРА СЕМЫКИНА
1 сентября в 16:00 в рамках арт-фестиваля «Провинция у моря» в Выставочном зале Музея изобразительных искусств им. А. Белого (г. Ильичёвск, ул. Ленина, 30) состоится презентация первой поэтической книги Александра Семыкина (Одесса – Ильичёвск) «Кризис среднего во».
Александр Семыкин – лауреат III международного фествиаля литературы и культуры «Славянские традиции – 2011» (первые места в номинациях «Поэзия, свободная тематика» и «Поэтри-слэм»). Участник литературно-художественного проекта «Территория I». С 2011 году – член Южнорусского Союза Писателей и Одесской областной организации Конгресса литераторов Украины.
Произведения публиковались в коллективных сборниках: «Пространство слова.Od.ua» (Одесса, 2010), «Территория I» (Одесса, 2010), в альманахах «Дерибасовская – Ришельевская» (Одесса, 2011), «ЛитЭра» (Симферополь, 2012) «Вахтенный журнал» (Одесса, 2012); в журналах «День и ночь» (Красноярск, 2011), «Южное Сияние» (Одесса, 2011); «Фаворит удачи» (Одесса, 2012); в газетах «Литературная газета» (Москва, 2011), «Интеллигент» (Москва, 2011), «Всемирные одесские новости» (Одесса, 2012); а также в интернет-изданиях: «Авророполис», «Ликбез», «Гостиная», «Дилижанс» и др.
Вход свободный.
Мероприятие в сети:
https://vk.com/event42310288
28 августа в 19:00 в Агенстве «Аrt.Ru» (г. Москва, ул. Радио 6/
29 августа в кафе на заводе «Промсвязь» (ул. Комарова, 10, вход с улицы Комарова) в литературном салоне «Среда» состоится вечер поэзии. Начало – в 18.00. Салон пройдёт в рамках арт-фестиваля «Провинция у моря».
В августовской встрече примут участие поэты Ирина Дежева, Юлия Петрусевичюте, Сергей Александров. Музыкальная часть будет представлена исполнителями Алексеем Семенищевым и Лехом Дыбликом (Польша).
Приглашаются писатели, журналисты, любители литературы. Присутствующим будет предоставлена возможность ознакомиться и приобрести книги одесских писателей с автографом (от интернет-витрины http://leuslit.com.ua/litclub/).
Вечера салона проходят по последним средам каждого месяца.
Вход свободный.
Мероприятие в сети:
https://vk.com/event42188736
10.08.2012. ОПУБЛИКОВАНА ПРОГРАММА АРТ-ФЕСТИВАЛЯ «ПРОВИНЦИЯ У МОРЯ – 2012»
10.08.2012. ОПУБЛИКОВАНА ПРОГРАММА АРТ-ФЕСТИВАЛЯ «ПРОВИНЦИЯ У МОРЯ – 2012»
С 16 августа по 8 сентября в Ильичёвске и Одессе Южнорусский Союз Писателей, арт-проект «Территория I» и ЛИТо им. В. Домрина проведут второй Арт-фестиваль «Провинция у моря». Программа фестиваля опубликована на ресурсах творческих объединений.
ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ
16 августа (четверг)
Выставочный зал Музея изобразительных искусств им. А. Белого (г. Ильичёвск, ул. Ленина, 30)
18:00 – Творческий вечер Дмитрия Бочарова (Россия, Москва).
18 августа (суббота)
Выставочный зал Музея изобразительных искусств им. А. Белого (г. Ильичёвск, ул. Ленина, 30)
16:00 – Презентация книги Александра Хинта (Украина, Одесса) «Время избыточных точек».
25 августа (суббота)
Выставочный зал Музея изобразительных искусств им. А. Белого (г. Ильичёвск, ул. Ленина, 30)
16:00 – Творческий вечер Сергея Грея (Россия, Сергиев Посад).
29 августа (среда)
Кафе завода «Промсвязь» (г. Одесса, ул. Комарова, 10)
18:00 – Литературный салон «Среда» (выступают Ирина Дежева, Сергей Александров, Юлия Петрусевичюте, Аркадий Ромм, Алексей Семенищев, Лех Дыблик).
1 сентября (суббота)
Выставочный зал Музея изобразительных искусств им. А. Белого (г. Ильичёвск, ул. Ленина, 30)
16:00 – Презентация книги Александра Семыкина (Украина, Ильичёвск) «Кризис среднего во».
Арт-кафе «Малина» (г. Ильичёвск, ул. Ленина, 20)
17.30 – «Арт-суббота». Вечер ильичёвских поэтов и бардов.
Сцена у с/к «Юность» (г. Ильичёвск, ул. Ленина, 20)
18.00 – Музыкальное представление «Место встречи».
2 сентября (воскресенье)
Арт-кафе «Малина» (г. Ильичёвск, ул. Ленина, 20)
18.00 – «Неспешный разговор». Вечер ильичёвских поэтов и бардов.
3 сентября (понедельник)
Выставочный зал Музея изобразительных искусств им. А. Белого (г. Ильичёвск, ул. Ленина, 30)
18.30 – Творческий вечер Ольги Ильницкой (Россия, Москва) и Евгении Краснояровой (Украина, Одесса).
4 сентября (вторник)
Арт-кафе «Малина» (г. Ильичёвск, ул. Ленина, 20)
18.00 – Выступление трио «Мистраль» (Украина, Ильичёвск)
5 сентября (среда)
Выставочный зал Музея изобразительных искусств им. А. Белого (г. Ильичёвск, ул. Ленина, 30)
16.00 – Торжественная церемония награждения победителей литературного конкурса «Первый автограф».
6 сентября (четверг)
Выставочный зал Музея изобразительных искусств им. А. Белого (г. Ильичёвск, ул. Ленина, 30)
18.00 – Поэтический вечер Марии Малиновской (Беларусь, Гомель) и Сергея Главацкого (Украина, Одесса).
7 сентября (пятница)
Выставочный зал Музея изобразительных искусств им. А. Белого (г. Ильичёвск, ул. Ленина, 30)
17.00 – Поэтический вечер Ирины Дубровской (Украина, Одесса) и Людмилы Шарга (Украина, Одесса).
8 сентября (суббота)
Сцена у с/к «Юность» (г. Ильичёвск, ул. Ленина, 20)
13.00 – «Попробуй поэзию на вкус». Выступление поэтов и музыкантов на открытой сцене.
Арт-кафе «Музей звука» (г. Одесса, ул. Жуковского, 13)
20.00 – Презентация книги Алёны Щербаковой «Восход на краю колеса».
Дворец культуры и искусства (г. Ильичёвск, ул. Хантадзе, 1)
16.00 – Гала-концерт гостей и участников арт-феста.
С 20 августа по 09 сентября в выставочном зале Музея изобразительных искусств им. А. Белого – Выставка фотографий и работ художников; книжная лавка.
Вход на все мероприятия свободный.
Веб-сайт:
http://www.facebook.com/events/406191656106773/
http://vk.com/event41958214
18.08.2012. ВРЕМЯ ИЗБЫТОЧНЫХ ТОЧЕК. ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ АЛЕКСАНДРА ХИНТА
18.08.2012. ВРЕМЯ ИЗБЫТОЧНЫХ ТОЧЕК. ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ АЛЕКСАНДРА ХИНТА
18 августа в 16:00 в рамках арт-фестиваля «Провинция у моря» в Выставочном зале Музея изобразительных искусств им. А. Белого (г. Ильичёвск, ул. Ленина, 30) состоится творческий вечер одесского поэта, члена Южнорусского Союза Писателей Александра Хинта. На вечере будет презентована вторая книга стихотворений поэта «Время избыточных точек».
Мероприятие в сети:
https://vk.com/event41962602
Названы лауреаты Первого международного литературного конкурса «Есть город, который я вижу во сне…» в рамках книжной выставки «Зеленая волна». Среди победителей – авторы Южнорусского Союза Писателей.
Жюри определило лауреатов Первого международного литературного конкурса «Есть город, который я вижу во сне…». Конкурс проводился общественной организацией «Агентство регионального развития» (Одесса) при поддержке Всемирного клуба одесситов и Объединения Русских ЛИТераторов Америки (ОРЛИТА) в рамках XVI Международной книжной выставки-ярмарки «Зеленая волна». Организатор «Зеленой волны» – выставочная компания «Экспо-Юг-Сервис».
В конкурсе приняли участие поэты и прозаики, родившиеся в Одессе или полюбившие этот город во время своего пребывания в нем, – всего более 400 произведений от 111 авторов из Украины, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Израиля, Казахстана, Молдовы, России, США и Франции поступили на конкурс. Тематика конкурсных работ – «Одесса издалека», «Одесса в моей душе».
Авторитетное международное жюри конкурса, в которое вошли критик, главный редактор литературно-художественного журнала «Октябрь» Ирина Барметова (Россия), журналист, вице-президент Всемирного клуба одесситов, редактор газеты «Всемирные Одесские новости» Евгений Голубовский (Украина), писатель и литературовед, преподаватель Пенсильванского университета, президент Объединения Русских ЛИТераторов Америки (ОРЛИТА) Вера Зубарева (США), журналист, редактор «Российской газеты», исполнительный директор Всемирного клуба одесситов Сусанна Альперина (Россия), писатель, журналист, заслуженный работник культуры Украины Роман Бродавко (Украина), писатель, журналист Ольга Ильницкая (Россия), писатель, журналист, редактор газеты «KesKus», член жюри Международной «Русской премии» Елена Скульская (Эстония), драматург, вице-президент Всемирного клуба одесситов, главный редактор журнала «Фонтан», основатель Клуба одесских джентльменов Валерий Хаит (Украина), поэт, прозаик Людмила Шарга (Украина) – определило имена 25 победителей.
Итак, представляем лауреатов конкурса «Есть город, который я вижу во сне…» в номинации «Поэзия»: Сергей Александров (Украина), Виталий Амурский (Франция), Рита Бальмина (США), Юрий Бердан (США), Борис Борукаев (США), Владимир Кац (ЮРСП), Александр Краснопольский (США), Татьяна Партина (Украина), Илья Рейдерман (ЮРСП), Александр Семыкин (ЮРСП), Анна Стреминская (ЮРСП), Сергей Сутулов-Катеринич (Россия), Валерий Юхимов (Украина).
В номинации «Проза» лауреатами стали: Олег Бухарцев (Украина), Дмитрий Виноградов (Беларусь), Ирина Егорова (Россия), Елена Зинченко (Украина), Анатолий Контуш (Франция), Ирина Крайнова (Россия), Сергей Кумыш (Россия), Анатолий Михайленко (ЮРСП), Галина Федяева (Украина), Инна Штейн (Украина), Александра Шумихина (Украина), Татьяна Янковская (США).
В составе Второго Всероссийского фестиваля поэзии К.Д. Бальмонта, посвященного 145-летию со дня рождения поэта, наряду с другими культурными событиями состоялась презентация 1-3 номеров Одесского литературно-художественного журнала «Южное Сияние». В городе Шуи Ивановской области, на родине Бальмонта, поэтические традиции каждую бальмонтовскую дату получают новое развитие. На сей раз открытие фестиваля было исключительно торжественным, съехалось немало родственников поэта. Открытие прошло в Городском доме культуры г. Шуи, потом было открытие Юбилейной музейной экспозиции «Поэт Константин Бальмонт. Творчество и судьба» в Литературно-краеведческом музее К. Бальмонта. Там же открылась выставка «Нити Капбретонских дней», составленная из экспонатов Российского фонда культуры, на ней были представлены редкие фотографии и фрагменты фотовоспроизведений оригинальных рукописей стихов и писем Бальмонта. Выставка была посвящена эмигрантскому, послереволюционному периоду жизни Константина Бальмонта. Тогда же, 15 июня 2012 г., в день рождения Константина Дмитриевича, Фестиваль продолжился в Гранд Отеле Шуи, точнее в его конференц-зале. Там состоялась демонстрация фильма «Забытые дома», повествующего о памятных местах, связанных с именем Бальмонта, его семьи, его ближнего круга. Фильм был создан московским литературоведом В. Недошивиным, создателем целой серии фильмов-очерков о Серебряном Веке. Перед демонстрацией фильма была проведена презентация трех первых номеров журнала «Южное Сияние», издающегося в Одессе Южнорусским Союзом писателей, его представил главный редактор издания Станислав Айдинян, автор текста изданной Музеем Бальмонта книги «Константин Бальмонт: в ореоле памяти» (2005) и также автор цикла стихов, посвященных памяти поэта. Ст. Айдинян говорил и о духе свободы, которым обладал как в жизни так и в творчестве, в поэзии самый музыкальный поэт Российской империи, далее речь зашла о одесском журнале, о его страницах, посвященных Серебряному веку, о его авторах, живых и уже ушедших от нас. Было сказано и об избранном журналом направлении, о его приоритетах и литературных особенностях, о том, что журнал ныне достойно представлен в интернете. По окончании выступления полную подборку номеров Ст. А. Айдинян вручил директору литературно-краеведческого музея К.Д. Бальмонта Н.С. Шептуховской. Она поблагодарила за принесенный дар, заверив, что выпуски журнала пополнят фонды Музея.