ОДЕССКИЙ
ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
ЖУРНАЛ
«ЮЖНОЕ СИЯНИЕ»
И ВОССИЯЛО "ЮЖНОЕ СИЯНИЕ"...
Дискуссия
о толстых литературных журналах несколько лет будоражит
читающую общественность – нужны ли таковые журналы вообще,
должны ли они быть отпечатаны в типографии или достаточно
интернет-варианта? Есть ли у них будущее в ХХI веке? И вот,
в атмосфере накала «толстых» страстей рождается новый литературно-художественный
журнал – «Южное сияние». Рождается в Одессе, в рамках «Программы
по развитию и сохранению русского языка», именно в этом
«вольном городе», который для многих был и остается третьей
культурной столицей – после Санкт-Петербурга и Москвы. Оставим
в стороне вопрос о том, что сделали с русским языком в Украине
для того, чтобы возникла необходимость его сохранять. Без
сомнения, пять лет правления псевдо-националистов негативно
повлияли на культурную ситуацию в стране, как среди украинцев,
так и среди русских. Но появление этой программы весьма
способствовало воплощению в жизнь идеи толстого русскоязычного
журнала.
Однако на пустом месте литературные журналы не возникают.
Необходима критическая масса накопленного материала и опыта
для того, чтобы идея периодического издания вначале возникла,
а потом претворилась в жизнь. Необходим авторский потенциал
и деятельная команда для того, чтобы начинание привлекло
к себе внимание международного писательского сообщества,
а любой литературный журнал сегодня интересен лишь в международном
контексте, и вместе с тем, определенное количество «местных»
авторов, для того чтобы журнал по праву смог называться
одесским.
Кто же вошел в команду, которая в эпоху «кризиса толстых
журналов» взвалила на себя нелегкий труд – собирать и печатать.
Главный редактор – Станислав Айдинян, художественный критик,
журналист, поэт; член Южнорусского союза писателей, Конгресса
литераторов Украины и Союза российских писателей; с 1984
по 1993 год – литературный секретарь Анастасии Цветаевой.
С 2003 г. Ст. Айдинян является составителем и редактором
литературно-художественной антологии «Меценат и Мир» (Москва).
Выпускающий редактор «Южного Сияния» – С. Главацкий, поэт,
председатель Южнорусского Союза Писателей (ЮРСП) со «штаб-квартирой»
в Одессе. В поэтическом пантеоне имя Главацкого известно
более в Украине, чем в России, но деятельность ЮРСП за последние
несколько лет стала заметной не только в рамках города и
региона. На счету ЮРСП две антологии поэзии и прозы Одессы,
подготовка одесских выпусков журнала «Дон» и «Гостиная»,
участие в организации фестивалей международного уровня.
Среди членов союза – лауреаты престижных премий, победители
известных литературных конкурсов. Деятельность союза открыта,
на сайте можно ознакомиться со списком его членов и их произведениями,
чего, кстати, не скажешь о других писательских организациях,
действующих на территории Украины.
Также входят в редколлегию и О. Ильницкая – поэт, прозаик,
член PEN-клуба, Конгресса литераторов Украины, Национального
союза журналистов Украины, Союза писателей Москвы; А. Торхов
– поэт и прозаик, лауреат нескольких всеукраинских и международных
фестивалей, член ДООС – «Добровольного Общества Охраны Стрекоз».
Все члены редколлегии – далеко не новички в литературе,
и имена их достаточно известны для того, чтобы нельзя было
заподозрить этих людей в самораскрутке и самопиаре за счет
литературного журнала. Здесь скорее энтузиазм, желание вывести
Одессу и русскоговорящую Украину из состояния «спящей красавицы»,
которая может качаться в хрустальном гробу до бесконечности
в ожидании царевича Елисея. О стремлениях вывести журнал
за границы региона говорит и состав общественного совета
журнала, помимо одесситов журналиста Е. Голубовского, писателя
О. Дрямина, директора Одесского литературного музея Т. Липтуги,
поэта И. Рейдермана, поэта и переводчика А. Стреминской,
декана филфака ОНУ Е. Черноиваненко, в него входят литераторы
из других городов Украины, России, и даже Беларуси. Это
академик Крымской литературной академии В. Басыров (Симферополь),
поэт, культуролог Е. Бильченко (Киев), поэт, прозаик, критик
В. Гутковский (Киев), председатель Белорусского литературного
союза «Полоцкая ветвь» О. Зайцев (Минск), поэт и прозаик,
секретарь Союза писателей Москвы Кирилл Ковальджи (Москва),
председатель Всеукраинского творческого союза «Конгресс
литераторов Украины» А. Корж (Киев), главный редактор общественно
литературного журнала «Дон» В. Петров (Ростов-на-Дону),
координатор евразийского журнального портала «Мегалит» А.
Петрушкин (Кыштым). Большая команда серьезных людей, которая
взяла на себя определенные обязательства и тяжелый труд.
Позиции у журнала две. Гуманистическая: «Хочется пожелать,
чтобы в журнале из текстов пишущих не исчезал бы отзвук
этого старинного колокола, вещавшего когда-то о «добродействе»,
чтобы оставалось место сердечному, человеческому, «слишком
человеческому», – говорит во вступительном слове главный
редактор Ст. Айдинян. И эстетическая: «Не дай Бог, чтобы
журнал был похож на государство, мрачно и последовательно
проходящее этапы от рабовладения до капитализма. Журнал
должен быть динамично и свободно развивающимся организмом,
позволяющим протягивать от творца к читателю, открыто и
весомо, хорошую литературу, не связанную единой «идеологией»
или социальными «обязательствами». Свобода литературных
трансформаций, свобода взгляда на мир – это и есть литературная
свобода творца».
Большинство существующих журналов сегодня упрекают в предвзятости
и вкусовщине, поэтому будем надеяться, что заявленное Ст.
Айдиняном «культурное порто-франко» обретет в «Южном Сиянии»
свое воплощение, и слова не разойдутся с делом. Будем надеяться,
что размещение произведений в журнале будет зависеть не
от «раскрученности», известности и прописки литераторов,
а исключительно от их таланта, накала творческой свободы
и «добродейства».
Теперь о наполнении журнала. Рубрики в большинстве своем
традиционны: «Поэзия», «Проза», «Драматургия», «Переводы».
Но есть и более специализированные: «Мегафон» (интервью
с известными писателями), «Плаха» (критические статьи и
их обсуждение), «Вести с полей» (одесские литературные новости).
Интересной показалась рубрика «Окоем», призванная публиковать
победителей литературных конкурсов. В первом «Окоеме» читатель
может прочесть произведения победителей международного литературного
конкурса «Согласование Времен – 2010» – прозаиков и поэтов.
Участники литературных фестивалей знают по собственному
опыту, что, как правило, далее фестивального сборника их
произведения не идут, несмотря на то, что «печатную» поддержку
обещают различные газеты и журналы, называя себя при этом
партнерами фестивалей – такой себе невинный PR не нуждающихся
в нем изданий. Предлагая свои страницы для публикаций подобного
рода, «Южное Сияние» убивает двух зайцев – с одной стороны,
вызывает доверие писательской братии, с другой – выступает
действующим информационным спонсором литературных конкурсов.
В любом случае, располагает к себе. Остается только пожелать,
чтобы на разнотравье фестивалей редколлегия выбирала действительно
достойных авторов, интересных читателю, а не преследовала
цель «втереться» в доверие фестивальных «бонз».
Спорной мне показалась рубрика «Дружба Журналов» – имеет
ли смысл перепечатка стихотворений из других периодических
изданий, тем более одесских? Да, стихотворения Юрия Михайлика,
опубликованные в «Южном Сиянии», хороши во всех отношениях,
но, если они уже были опубликованы в альманахе «Дерибасовская-Ришельевская»,
выходящем тут же, в Одессе, то не лучше было бы не повторяться,
а напечатать критическую статью о поэте или литературное
эссе? Оставляем этот вопрос открытым.
А вот рубрика «ЛитМузей» искренне порадовала – она посвящена
одесским страницам жизни классиков мировой литературы, и
в первый номер журнала вошли различные материалы об Иване
Бунине и его пребывании в Южной Пальмире: очерки о рукописях
писателя в фондах Одесского литературного музея, о полуразрушенном
доме по ул. Пастера, 44, в котором Иван Бунин провел около
двух лет жизни, публикация восстановленного текста фрагмента
№ 2 эссе «Великий дурман», подготовленная А.В. Бакунцевым
и другие материалы, имеющие и историческую, и литературоведческую
ценность.
Несколько слов об авторах первого номера журнала. Издание
региональное, поэтому предпочтение отдано одесситам. Имена
некоторых известны за пределами Одессы – И. Павлов, В. Зубарева,
В. Сухарев, Е. Ярошевский. Без Е.Ярошевского в последнее
время не обходится ни одно одесское издание, хотя, на мой
взгляд, стихи его несколько проигрывают рядом с подборками
авторов практически неизвестных – Юлии Петрусевичюте, Александра
Хинта, Ксении Александровой. Если благодаря журналу их имена
станут более желанными не только для одесской периодики,
но и для толстых журналов России и Зарубежья, то «Южному
Сиянию» можно будет поставить большой жирный плюс. Интересной
показалась мне повесть Виктории Колтуновой «Анна Волкова.
Подвалы». Писательнице удался психологический портрет героини,
он вышел законченным, ему хочется верить, героине – сопереживать.
Несколько условными показались герои Алана Останина (рассказ
«Обретая легкость»), хотя идея самого рассказа неплоха.
Наверное, сказывается молодость автора, но дело это поправимое.
«Занимательно-замечательные истории» Евгения Деменка, написанные
без пресловутого «одесского» юмора – единственный, наверное,
развлекательный момент в журнале, тон которого на удивление
серьезен – и в поэзии, и в прозе, и в драматургии.
О пьесе, опубликованной в «Южном Сиянии», тоже хотелось
бы сказать несколько слов. Это написанная С. Главацким и
Е. Краснояровой «Трагедия существования миров в пяти актах
с прологом и эпилогом» с замысловатым названием «Templa
non Grata». И от самого названия, сноски на перевод которого
авторы – умышленно? – не дают, и от предисловия к произведению
веет некоторым высокомерием, настораживает и место действия
опубликованных пролога, первого и второго актов. Действие
происходит в аду, потом – в измененном земном пространстве,
герои – Харон, Минос, Дедал, Сталин, Наполеон, Студент,
Оборванец и еще множество других персонажей, события – революция
в аду и соответствующая современным стандартам его реорганизация.
Не хватило ли авторам усидчивости для написания романа на
эту тему, или же они заведомо пошли на создание пьесы не
для сцены, а для удовлетворения собственных творческих амбиций?
Пьеса публикуется с продолжением, поэтому об общем замысле
судить пока сложно.
Внушителен блок не-одесситов. Константин Кедров, Иван Жданов,
Игорь Иртеньев, Вилли Мельников, Евгений Чигрин, Марина
Саввиных, Наталья Бельченко и Марина Матвеева в рубрике
«Поэзия», проза Киры Сапгир и Алексея Торхова – чтение,
которое оставляет после себя благоприятное впечатление о
журнале.
Итак, «ставки сделаны», журнал заявил о себе, и пытается
проторить одесскому русскому слову путь в мир большой литературы.
Пройдет время и узнаем, разгорится ли «Южное Сияние» путеводной
звездой на оприходованном классиками и современниками небосклоне,
а это будет очень тяжело в современной обстановке, или же
посияет-посияет, да и погаснет.
Поживем,
увидим.
Вадим
Бондеренко, Одесса