Элана
(Одесса - Сиэтл)

глава из романа
«ЕВИНА ГРУША»

СОЛЁНЫЙ МАЙ
(отрывок)

…Долгожданный день настал: в Одессе бразильское "Фламенго"! Любой, даже самый далёкий от футбола человек понимает: вот это будет игра!
Некоторые умники перед игрой говорили, что должен был приехать не "Фламенго", а "Сантос" с Пеле, но "Черноморец" отказался от этой встречи, чтобы не портить Толику Колдакову 25-летие. Чепуха: ведь это Пеле отказался, чтобы не позориться!
Вообще, если честно, хотелось, чтобы приехал уругвайский "Пеньяроль". Вот с кем игра была бы на равных, они ведь взяли в прошлом году Межконтинентальный Кубок!.. Ну да ладно.
За три часа до матча, вернее, когда одни соседские часы пробили пять, другие - семь, а третьи вообще прокуковали кукушкой двенадцать раз, мы, вооружённые до зубов, двинули к стадиону. Вооружены мы были трещотками, свистками и ярко-раскрашенным карандашами плакатом.
Нужно сразу объяснить, почему мы отправились на матч за три часа до его начала. Если бы наши играли с "Пищевиком" из Каховки, мы спокойно пришли бы к началу, перемахнули через ограду и уселись на любое свободное место. Но наши играют с бразильцами. Это значит, что на стадионе будет милиция, вокруг стадиона будет милиция и даже на дальних подступах к стадиону будет она же. А билетов у нас - не будет. И потому нужно было проявить фантазию и провести подготовительную работу.
За пару дней до матча мы прошли на стадион. Он у нас не такой, как у всех остальных: у нас стадион над морем, и утоплен он в жаркой зелени парка Шевченко. Если подойти к стадиону со стороны Зелёного театра - взгляд потянет вниз по трибунам, а если со стороны моря - упрёшься в самые основания трибун.
Вот в этих основаниях с той стороны находились небольшие кладовки с большими амбарными замками. На одной из кладовок, наиболее скрытой в зелени кустов, мы немного подпилили петли дверцы. Теперь, невзирая на огромный замок, дверные створки просто и быстро открывались элементарным поднятием их с петель.
Итак, за три часа до матча мы беспрепятственно проникли на стадион, организованным гуськом прошли в кладовку, аккуратно надели дверь на прежнее место и замерли, соперничая в неподвижности с уже имевшимися там вёдрами, мётлами и лопатами. Кладовка была неплохим отстойником. Так как мы впятером, не считая мётел и лопат, легко разместились в нём, можно было даже назвать его вполне удобным пятиместным отстойником, хотя и повышенной пыльности. За всё время его существования вряд ли кто додумался использовать пятиместный отстойник по назначению, иначе, думаю, петли были бы покрепче.
За два часа до матча мы услышали лёгкий ропот, а за час - оглушительный топот над головами. Это заполнялись трибуны. Выждав ещё с полчаса, мы стали выглядывать в щель между створками, выбирая подходящий для выхода в свет момент.
Вот мимо прошёл милиционер. Витёк нервно дёрнулся. Милиционер прошёл обратно. И тут, как по заказу, возле нашего отстойника образовался затор: какие-то незадачливые болельщики встали прямо перед дверцей, уткнувшись в свои билеты так, как кто-то утыкается в новые ворота. Пока они вычитывали в билетах номера своих трибун, Юрик кивнул нам и хладнокровно снял дверь с петель. С невозмутимыми лицами мы появились из кладовки. Но стадион так грохотал, а "затор" был так поглощён чтением, что наше явление совершенно никто не заметил. Юрка кивнул нам ещё раз и надел дверь на прежнее место. Оставлять улику совсем ни к чему: кто знает, с кем "Черноморцу" ещё предстоит играть!
Мы пристроились к "затору" и тоже уткнулись в их билеты. Хотя там всё было ясно, их обладатели никак не могли ничего разобрать. Юрик и Эдик вызвались им помочь. Помощь завершилась взаимовыгодной сделкой: осчастливленные находкой своих мест гости города в благодарность сбросили нам с трибун свои билеты.
Это было огромной удачей! Мы ведь забыли, что на международных матчах контролёры стоят не только на входе, но и возле самих трибун. И требуют билеты. И если безбилетников не поймают на входе, то возле трибуны поймают уж точно. А так - у нас есть билеты. Почему не идём на свои места? А не хотим. Хотим стоять вот тут, на самом видном месте - и всё тут.
Возвышаясь с бетонного выступа над переполненным гудящим стадионом, мы облегчённо вздохнули: теперь все трудности позади, а впереди - девяносто минут поэзии футбольного ветра!
Этот футбольный ветер! Сколько людей бросают свои дела ради того, чтобы вновь ощутить его - смешанный с морем и летом футбольный ветер!
Некоторые умники задают риторический вопрос: а не лучше ли то время, которое болельщики тратят на просмотр матчей, посвятить самообразованию и чтению умных книг? Не лучше, и именно потому любовь к футболу не помешала Нильсу Бору стать великим физиком, а Юрию Олеше, Эдуарду Багрицкому или Ильфу и Петрову - написать свои гениальные книги. Вдохновение и озарение беспрепятственно пришли к ним нога в ногу с этой великолепной игрой - футболом.
…Великолепно! Четыре-два в пользу "Черноморца"! Неостановимый Колдаков собственноножно влепил бразильцам две штуки!
Конечно, после игры всё те же умники утверждали, что "Фламенго" - это так, это же не "Сантос" с Пеле, и вот если бы "Сантос", то от "Черноморца" осталось бы только мокрое место. Но что нам все "Сантосы" вместе взятые, если у неповторимого одесского форварда - день рождения! И он сделал себе настоящий подарок к 25-летию!
Со стадиона мы шли в орущей и скандирующей толпе. На улице не было неподвижного места: казалось, дома, ларьки, деревья - всё прыгает и скандирует вместе с нами! Прямо на перекрёстке встал троллейбус, и водитель, почти вывалившись из окна, размахивал кепкой и орал: "Четыре-два, четыре-два!". И пассажиры троллейбуса смеялись и махали нам руками.
Одесса шла с футбола!
У нас был с собой яркий плакат, я и Витёк влезли на плечи Юрки и Эдика и размахивали им. Потом Витёк вместе с плакатом свалился прямо на нас. К нам подбежали курсанты морской школы, помогли подняться и долго расспрашивали об игре. Окончив расспросы, они отобрали наш плакат и убежали, радостно размахивая им в воздухе…
А плакат наш лаконично констатировал: "Одесса - чемпион мира!"
То был год триумфа одесского футбола. Разбив всех соперников, "Черноморец" и одесский СКА сошлись в гордом поединке за звание чемпиона, и теперь наш родной "Черномор" был чемпионом Украины класса "Б". И этот факт не померк даже перед успехами сборной, уже собиравшей чемоданы в знойную Чили за Золотой Никой мирового первенства. В том, что исключительно за ней - мы не сомневались…
…Нас всю жизнь манят миражи детства. И всё, что бы мы ни делали в дальнейшем, имеет лишь одну цель: хотя бы на миг вернуть то фонтанирующее ощущение праздника.
В третьем классе я вёл дневник. Единственный за все годы. И вот теперь, спустя полвека, я случайно наткнулся на него. И окунулся в давно ушедшее.
И понял, как же мало стоим мы, теперешние, против нас тех, прошлых!..