ВЕЧНЫЙ СТУДЕНТ

Пу Сунлин, автор "Рассказов о необычайном" ("Ляо чжай чжи и"),
до глубокой старости не смог сдать экзамены и поступить на государственную службу.

Суйгун, действительный студент,
Беспечный странник, нелюдим.
Горсть риса, листьев шаткий тент
И ворох книг, что так необходим.

Ровесник государственных мужей,
Он юношей зовётся пожилым.
Те, с кем вчера топтался у дверей,
Уже вошли, возвысились над ним.

Обид, насмешек должен поглотить -
О, сколько их. неотвратимых. злых!
И как соринку, в глубине таить.
Но тайно, в глубине души
Росла жемчужина: то "Ляо чжай чжи и".

Фея-лиса, красоты, не встречаемой в мире
Оборотень, оживающий в новых телах
И лукавый даос, плутоватый колдун и монах
Посещали его в захудалом трактире.

Необычайное - обычно для него.
Как будто наизнанку бытие
Он вывернул - не грубую обманку
Он обнажил, но тайны естество.

***

С начала дней воздушный океан
Нас обдаёт душистыми волнами.
Лазурных сфер вращенье, небосклон,
Как будто вспахан белыми волами.

Срезают ласточки серпом
Незримо колыхнувшуюся ниву.
А ночью, омут очертив крылом.
Мышей летучих канет рой пугливый.

Деревья - крестоносцы белый лёд
Пронзают пиками из острых чёрных рук.
И уличным качаясь фонарём,
Внезапно гаснут звёзды на ветру.

***

ВЕНСКИЙ СТУЛ

Изогнут, словно скрипичная дека,
Стул, свидетель
девятнадцатого века.
Мелодично скрипел,
Когда
его волокли по паркету.
"Ладно настроен" - неслось
Из разрушенного кабинета.

Пела буржуйка, пожирала
зимняя стужа
Царские столы,
падавшие неуклюже.
Извиняясь, трещали,
вздымая кривые
подагрические ноги,
серванты, бюро и конторки...
А весна оббивала пороги...


***

Моё сердце - пойманная птица.
Бьётся у спасителя в руках.
Мне б утихомириться, смириться,
Позабыть о горних облаках.

Только видно, вовсе не прижиться
В стае окольцованных подруг.
Не смогла доверчиво прижаться
И внезапно вырвалась из рук.

***

ДВОРИК МОЕГО ДЕТСТВА

Кирпично-красный кров,
Сырой ракушник-камень.
И моря след седой.
Колодец синевы.
Старуха во дворе
Иссохшими губами:
"Что здесь забыли Вы?"

Глухая лестниц тьма,
Проходы коммуналок.
Свист ласточек, сирень.
И парус простыней.
И камень площадей,
Как снег и полдень, белый.
Янтарные стволы...
"Что здесь забыли Вы?..

***

ПОДРУГЕ

Анне Ройтбурд

"В тебе живёт весёлая девочка
И грустная старушка", -
Сказала я Аннушке.
Она собирала онадающие веснушки.
Её волосы рыжие -
Торчат, как "красная борода",
Т.е. Ройтбурд.
Напоминали ворох
Рыжих платановых листьев.
Аннушка шептала, ловя пальцами
Нити ускользающих истин.
Ты мне почти сестра
Или же рыжая кошка.
Королева Анна -
Сбывшееся предсказание
Прошлого.
Корона из горящих свечей -
В памяти чьей?
Поэтесса развалин,
Анна - ангел,
Больной, заблудившийся ангел.
Кто забыл тебя здесь,
Кем твой облик оставлен?

Одесса, 2000

***

ГОРОД
(Одессе посвящается)

Декорации -
Склад декораций из разных спектаклей -
Несуразны не более,
Пёстры не менее -
Города.
О, цветы городские!
Собаки хулые, но гордые.
Пыльные птицы
С асвальтовым отливом,
Ненарушаемое однообразие
Ненастных кварталов.
Полузаброшенное, полуразрушенное,
Вечно надщербленное-в куски -
зданий медленное оседание,
Форточек утренние сквозняки...

Этот город мне впору:
Помятые платья фасадов.
Мостовые-разношенные башмаки-
Тот затёртый до дыр
И дождями застиранный город,
Тот сползающий в море.
Но море встечая в штыки.
Где хребты этих вздыбленных молов
Лижут жадные волн языки.
И выплёвывают ракушки,
Что поджаривают на костре...
Этот город мне снять и оставить
В позолоте его-серебре.

И примерить другие-на вырост.
В тех каналы висят-рукава
И живёт непривычная сырость,
(а привычная сырость-едва).
Колпаком незнакомых соборов
Покроется ли голова?..

***

Вопрошаю Господа: кто я?
Выпавший камешек
Из мозаики бытия?
Не прижившееся
Или не проросшее,
Неприкаянное
Или напрасное,
Незаметное или незамеченное,
Растворившееся или нерастворимое?
Убогие и сирые,
Блаженные или блажные,
Утратившие разность лиц,
Утратившие имя ( адрес, паспорт,
Медицинскую книжку и пригласительный билет),
Увечные и покинутые,
Отчуждённые и забывшиеся,
Отчего ощущаю я иногда
Невольно
С вами
Неизбежное родство?

***

Ни оставить, ни взять с собою
Всё нажитое с маетою.
Нажитое: заварку, чайник,
Сухари для гостей нечаянных.
Между нами тепло печи.
Мир в окошке неразличим.
На колючей небритой стене
Стынет сумрак.Сквозит извне.
Разве это в моей власти -
Уходить лишь отчасти,
Оставаясь отчасти?

***

Стихи безмолвны.
Чувства бессловесны:
Иносказанье, косвенность, намёк.
Скользит меж слов,
Не между строк.
Где вздохи заполняют место пауз.
По сути стих есть разновидность кляуз,
Наветов на
Действительность.Она
Так ощутимо неверна...
И, если проявить, как негатив,
Неслышный потечёт мотив,
Что сущестует тайно,
Без огласки.
С его природою знакомый,
Его приметами влекомый,
Его услышит без подказки.

Потсдам, 2003

***

Над редколесьем кружила стая,
То затихая, то нарастая.

Казалось, будто
Наборщик буквы
Шутя рассыпал.
Сложиться в строфы
С прощальным криком
Им случай выпал.

***

ИВРИТ

Присутствуя по умолчанию,
В чём вовсе смысла не узрит
Непосвящённый, изначально
Был гласных букв лишён иврит.

Они ушли водой в песок,
Оставив точек лишь песчинки.
Слезой не подсластить горчинки
И времени родник иссох.

Стоят согласных звуков камни.
В переизданиях бытия
Незыблемые изыскания
От исправлений утая.

Чьё имя непроизносимо?
Где сходит "шхина" на уста?
И в чём тогда немая сила
Строки, которая пуста?

И свиток в облачении почит.
Но ниггун-мелодия-молитва
В музыке соединяет слитно,
Всё, о чём писание молчит.

(комментарий к стихотворению Б. Херсонского)

... Ведь верёвка - только черта,
Только грань меж добром и злом.
Переступишь порог, а там...
Но верёвка стянулась узлом.

А казалось - руби канат,
Перейди только Рубикон,
Но в порочном кругу фанат,
Есть на сфере такой закон.

Расширялся верёвочный круг
До границ мирового зла,
Но земля того не снесла,
Он змеёй завился вокруг.

На удавку меняет шарф
Обезличенный господин.
Остаётся всего лишь шаг...
Был ли там - Саддам - в середине?

***

НЕБЕСНАЯ СКРИПКА

"Виолончель" по-итальянски означает "небесная скрипка", Cello - значит небо

Небесная скрипка
И гладко, и гибко
И гибельно пела -
Небесное тело.

Взлетали смычки,
Как падучие стрелы.
Небесные пчёлы
Из скрипки летели.

Гудели в неволе
Небесные пчёлы.
Их улей открылся
Скрипичным ключом.

Челлист, отпусти своих пчёл не жалея.
Они возвратятся из нотных полей.

Покинули улей
И вот, опустела,
Так тесна для пчёл
Ты,дрожащая челла.

Тетива струны, затихая, дрожала.
Погибли они, потеряв свои жала.

И руку отводит челлист от чела-
Небесная гладь на челе залегла.
А снег,что кружил за оконным стеклом,
Небесной прохладой возлёг над челом.

***

МАРК ШАГАЛ

Скрипкой ли, козой,
Радугой, грозой,
Путник Марк Шагал
В детство зашагал.

Жестов лепестки,
Губы-мотыльки.
И жених-как стриж,
Не касаясь крыш.

Ландышей роса,
Красок голоса.
Облаком-фата,
Белизна холста.

И пусть явь пестра-
Кисть-её сестра.
Сказкой станет сон,
Песней-птичий звон.

Детства чудеса
Светом написав,
Путник Марк Шагал
По небу шагал.

***

ИМЯ

В честь погибшего деда Иссака меня назвали Инесса.
После войны не осталось ни фотографий, ни документов.

Имя - ваза.
Цветок помещают внутри.
Имя - гамма.
На слух повтори.
Имя - тень.
Незаметно крадётся хвостом.
Alter ego - мне твой абрис
До боли знаком.
И когда для опоры
Место ищет душа,
Очищая от сора
Свой родник не спеша,
И я чувстую телом,
Что колокол мой безъязык...
... Пишут чёрным на белом
Нехитрые жизни азы...

И во мне всё яснее
Проступают ушедших черты,
И стечением дней
Смысл истин простых
Проступает...и ноша сия тяжела.
Утешением слабым
Моя жизнь
Стать, наверно, смогла
Для погибшего деда.
Мир тебе, Исаак.
Его облик неведом.
А источник иссяк.

Только имя и вера.
Задаток, а может - залог.
Неизвестному мера,
А может - домыслить предлог.

Я - как отзвук, как эхо,
И блеклая эта печать,
Как пустая помеха...
А может, напрасна печаль?
Или имя - как путы,
А может - поводья судьбы.
До последней минуты
Неминуемо бы...

***

Живущие здесь совместно и врозь,
Постигаем существование
Совершенно
Нерусских берёз,
Блистающих белизной,
Как новизной.
Дубов, не по Шишкину
Грозных и величавых.
А память, вся в рытвинах
И канавах,
Хранящая слепок одесских улиц,
Спотыкается о прямизну
И пятится, сутулясь.
Месяц растущий (и убывающий)
Скошен немного вбок.
Большая Медведица
Ниже кажется и грузней.
В этом сплошном ускользании
Строк и дней,
Кажется, всё отдаляюсь,
Оставив родной порог.
Преодоленье кордона
Похоже на взятие крепости,
Сложенной из бумаг,
Скреплённых печатями.
Скрепки прочнее цепей.
Неужели нет лучше средства,
Чтобы самой желанной из всех наград
Стал долгожданный возврат
Туда, где пусто теперь?

Потсдам, 2003

***

ДЕРЕВЬЯ

Застигнуты врасплох и неодеты,
Лишившись златокудрых париков,
Стоят деревья. Их сухой покров
Рассыпался без ветра, незаметно.

Они стоят безмолвно, нарочито,
Просеивая небо, словно сито...

Когда земля, случайная преграда
Беспечно из-под ног их уплывёт,
Сокрытая ночной холодной тенью,
Сольётся всё. И листья в свой черёд
Продолжат невесомое паденье...

Потсдам, 2005