Сергей Нежинский. "БИСЕР" (часть 3)


***

МЕТАПРЕДНОВОГОДНЕЕ

Противотанковые падают ежи
Сухих снежинок
Всюду шум и давка
И свая елки вбитая дрожит
И бухарь спит в сугробе тугоплавком
И день разрушен тьмой как Парфенон
И эта тьма мифична будто Китеж
И вектор взгляда зеркалом продлен
И замкнут в круг
И ты затылок видишь
И губ твоих химический костёр
И глаз твоих стеклянная морфема
Всё в этом "и" затиснуто как в стенах
И выпущено строчкою в упор


***

ЗАРИСОВКА

В такой глуши, в таком дремучем срубе,
Где речь не дребезжит, не ахает рессор,
Где пасмурной воды колышущийся бубен
На ветхом языке ведет свой разговор.

Тут будто вынут слух из темного чулана.
Все отзвуки его тревожат и шерстят:
То листья мельтешат, то шепчутся емшаны,
То накрахмаленные сосны шелестят.

Тут пробует гора, на острый зуб, светила
(Когда То включено), вольфрамовый накал.
Тут ветви стеснены, как персы в Фермопилах
И тень в ложбине спит, что старый аксакал.

Тут сумерки вокруг звенят сторожевые.
Тут ветра тихий гуд срывается на плач,
И словно паруса, туманы неживые
Спускаются с дерев, как с корабельных мачт.


***

ЗИМА

Забрызган снег шрапнелью мелюзги.
Мир пахнет, как застиранная простынь.
Аллеи дышат медным купоросом
И парк стоит с симптомами цинги.

Белесой мутью горизонт тесним…
Тут сиплый ветер строит краснобая.
И это самое, чем склеены стихи,
Из всех вещей наружу вылезает.

Распахан лист.
Надменный, как памфлет,
Мой чалый мир в камнях души не чает.
Но карандаш, сосны однополчанин,
Через меня, по памяти случайной,
Выводит срубленной тайги автопортрет.

О, горло мозга!..
Жадный абсорбент…
Сквозь белое бельмо ты различаешь,
Как у Адмиралтейства, величаво,
В бокалах туй качается абсент.

Но вот близка, ползет с востока зга.
Под смятым дымом облачного крепа
Наморщен лоб измученного Феба,
И дня сукровица кровится из виска.

Стекает год по стрелке часовой
(Живое тянется к своей первопричине),
И лед лежит на сирой мостовой,
Белей налета в горле при ангине.


***

Еще не темнело, но вышли до срока
Звезды - небесные пахари.
Я знаю, я знаю, сегодня у Бога
Глаза цвета жженого сахара.

Шарахался воздух от вздоха. И в мозге
Шарахались мысли. Катились шаром
Гремящие тучи по крышам на роздых.
Все было открыто, как перелом.

И локон аллеи сродни был лекалу.
И все шло, казалось, вразброд.
И в горле у дали, казалось, застряли,
И лес, и кирпичный завод.

Мой разум голодный впитал до детали
Все шири за взвесями, где
Обломки расплесканных плёсов блистали,
Как олово на верстаке.


***

Дымились тощие свирели
Далеких труб. И на горе,
В футляре города горели
Кривые грифы фонарей.

В лучах таинственного круга,
Совсем иной струя эфир,
Мы словно тянемся друг к другу
Сквозь этот непроглядный мир.

Душа - О, шхуна Лаперуза!
Зачем тебя разбередив,
Несет губительная Муза
В Ее объятья, как на риф?!

Там, как кулон, на гибкой шее
Горит смертельная блесна.
И тело бледное немеет
Под хищной паволокой сна...

Мы дети страшного союза.
Но в свете наших тайных грёз
Скажу, как говорят французы:
«On va fixer un rendez-vous»*
_

* давайте договоримся о встрече


***

БОГА БОЛЬШЕ ТУТ НЕТ

Бога больше тут нет. Он задушен в душе.
Он был выгнан взашей. Был разрушен.
А внутри только вши и чужие клише,
И высокая цель превратилась в мишень...
Бога нет и он больше не нужен.

Больно колет строка, как под ребра «пером».
И разводит погром, и цепляет багром,
И стенает нутро,
ну, а утром,
Словно тающий снег за немытым стеклом,
В ложках плавится мертвая пудра.

И теперь тот блажен, кто не выдержал крен,
Кто, косясь и ропща пыль сбивает с колен,
Кто судьбою согбен и обижен.
Тут любовь загнивает в периметрах стен -
Самый дальний теперь самый ближний.

Как телеги в грязи, криво тащатся дни.
И слезятся они, и крепчает ледник.
И кто медью разжился намедни,
Тот в кабацком чаду зажигает огни
Заменяя обедом обедню.


***

НЕРАЗБАВЛЕННОЕ

У города перелом души,
обширная сердечная недостаточность.
Небо цвета серого шума.
Стадо деревьев, шатая рогами,
уныло вышло на бойню осени.
Повсюду туман, словно в мире Богом накурено.

В пыльном углу надменно вещает ихтио сапиенс, похищенный телевизором.
(Многих сожрал этот мерзкий аквариум!)
А новость все та же:
«Великие зодчие счастья, друг в друге отважно сверлят сквозные отверстия».
...Отвага за награду...

Лужа под домом с оттенком сырой гематомы.

В комнате вакуум.
Сплошное духомолчание.
Как будто ударили ломом в чумной Отрицательный Колокол.

Облитый азотом парк нем.

На улице фонари громоздятся, что виселицы.
У прохожего в сером пальто
из ушей вытекает
вздорная патока общественных ценностей.
И еще, что-то, навроде логики...
(Очередной член тайного комитета по проверке силы притяжения...
Он хочет упасть и проснуться.)

Громко грань провернулась.

Четверг обитания.
Воздух бодяженный мыслями.
В астрале тесно, будто в общественном транспорте...
Повсюду ангелы, алкашня и адепты пластмассовых храмов.

Сосуд истекает медленным потом...
В стеклянном цилиндре 1оо грамм охлажденного медиума.
Прозрачный химический сталкер.
Ворота в себя и отсюда...
Как будто рукав наизнанку, Некто вывернул зеркало.
Реальность - всего лишь смешной кубик Рубика
в руках просветленного ложью.
Но Бог не играет...
Он просто ваяет железные ложки из пластилина...
от нечего делать...
Он твердо уверен: Отсутствия нет и не будет...


***

Срок подходит. Становится тише.
Соловьями забиты все ниши.
Словно двигатель глохнет река,
И протяжно над волнами дышит
Деревянный орган тростника.

У разбитого морем причала,
Как собака на поводке,
Бьется лодка, скуля и качаясь,
И кончается день в ивняке…

Будто нас кто-то за руку тащит
В этот мглистый, кипящий сургуч.
О, раскрой себя, дымная чаща,
И волнистой цикадой озвучь
Напролом до зрачка доходящий
Фиолетовый меркнущий луч.


***

О. Э. М.

Но как занесен ты? Откуда?
С окраин ли этих живых?
С околиц ли жаждущих чуда
Ты вышел?
Ты выше был их!
Ты вышиб все стекла в пролетах,
Слетая с трибун и листов.
Пространство ложилось на ноты
И воздух кипел от работы,
И скулы сводило от слов.


***

GUIDE

Евгению Бардиеру

Но разве ж это счастье иль свобода:
Бежать из города, из дому, из народа,
Сниматься с места спьяну или сдуру,
Чтоб воспевать жратву и кубатуру,

Чтобы в Оттаве, в Риме, в Хорей-Вере
Стихообразно хаять Люську-стерву,
Срываться в Олькуш, в Жодино, в Мышкув,
Набив деньгами душу и мошну,

Растить, как дочь, под Краковом иль Нарвой,
Александрийские густые бакенбарды…
и сквозь крещенские трескучие морозы
Всю жизнь кричать вдогонку паровозам?


***

ДОЖДЬ

Все заштриховано дождем.
У глотки сжался окоем.
Часов и чувств оледененье.
Он звездопада парафраз.
Метанье тел, зонтов и страз.
Асфальта теплого миазм.
И листьев тайное горенье.

Он весь ленивый возглас глаз.
Волос железных мертвый газ.
Гербарий поз и исступленье.
Сплетенье судьбоносных лоз.
Он весь летанье. Весь нервоз.
Он отблеск пьяных тубероз.
Земли и неба сочлененье.

***

АНТИСОСТОЯНИЕ

Температура настроения падает, словно крашенный спирт в термометре осенью.
Океан номер пять вместе с дымом обильно вливается сквозь пробоину в голове.
Вижу, как люди, будто куски рафинада растворяются в кофейной гуще города.

Желтые волосы лампы.
Паралич звука.
Дождь черный, как порох.
Тетива улыбки телеведущего.

У проходящего за стенкой милиционера к поясу пристегнут черный рояль...
в нем ключ от двери в небо.
По ящику война -
Бог занимающийся киднеппингом.

Извращенный аппетит.
Самопоедание.
Дефицит равнодушия.
Клац!.. Клац!.. Клац!..
Детонатор с кукушкой.
36 метров по местному времени.

Тсссс...

Сквозь ветер шепелявят деревья.
Тускло сияет колючая проволока в желтых зубах одиночества.

Тут же:
Муштрованное «Я».
Липосакция мозга.
И битва жертв за роль жертвы.
Психонекроз.
Монументальная истерия.
Алкоголь.
Вторая Молога.
Мультипафос.
Быки с портсигарами.
«Baldessarini» въедливый, как кокаин.

Дельфины ноющие под кожей.

И люди... люди... люди...
идущие сквозь меня...


***

НОЧНАЯ ПЕЙЗАЖНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ

Смысл крепко заперт на замок.
Мертва пустынная квартира.
И месяц бедно-желтый сок
Уныло льет на блюдо мира.

Закат был выдворен взашей.
Хрустальной музыкой, надсадно,
Блюет чудесный соловей
В дурдоме праздничного сада.

Сияют звездные зрачки,
Как переполненные ведра.
И весь отлог оглох почти
От хрипа скрипок крутобедрых.

Золоторогий небофил,
Мой секретарь ущербноликий,
В часах цифирь остановил
И время перестало тикать.

Перо от сердца ждет вестей,
Но ожиданье не возможно.
В стеклянной копоти ветвей
Душа крадется осторожно.

Лампадно корчатся лучи.
Как раны кровоточат вишни.
И страшно в полночи молчит
Пространства колокол недвижный.


***

Кивает за стеклами мокрая сныть.
Весь мир заколдован, угрюм и расплёскан.
И светятся насквозь, и лезут во сны
Белесой весны воспаленные десны.

И, кажется, бьется багрянец о борт.
И цокают капли по скосам, как бусы.
Но в зеркале пусто. И, кажется, мертв
Искусства голодного голос безвкусный.

Проклятая Муза, прошу, отпусти.
Не надо ни слова, ни звука.
Здесь рядом с анапестом гибель гостит
И держит впотьмах мою руку.


***

Так прочен ночи мрачный дух
Потух свечи стеклянный почерк...
Молчит Силены лик порочный
И черный ветр звучит в саду
Извечным зовом «Аве Отче»!

Очнись, психея! Вечность - прочь!
Господь, зачатый в недрах строчек,
Яви свой голос в час урочный,
Чтоб гибель речью превозмочь
И светом стать на злобу ночи...


***

ДЕМОНОКРАТИЯ

А. А. Фойне.

Любители человечины,
Хромодухие инвалиды,
Мастера дел заплечных,
Смотрят взором фемидовым
На меня, на калеченного,
Прикрытого листиком фиговым.
Под иконой святого Георгия
В перегарном воздухе, всклоченном,
Голоса звенят, как пощечины.
Извиваются будто оргии
Протокольные губы сочные.
Геростраты - да здравствуют!
Пойте оды небопродавцам.
Выходите на улицы, празднуйте,
Много зрелищ будет и хлеба вам!
Не в первой нам просить-христарадничать
У чужих то, что нами же дадено.
Сами ж ручки белы не пачкают,
Фарисеи, стяжатели, жадины.

Под желтушным ампиром Бога,
Возвеличен лик потаскухи.
Бейте, режьте, топчите, суки...
Демократия у порога!


***

ПЕРЕГОННЫЙ КУБ / десятисловие

1.

Разрушено небо...
От крововливания тени прижались к порогам...
Колонны лучей воздвигаются розовой пылью.
Все дышит...
Все кажется голым...

2.

Как бог существует под камнем или в расщепленном древе,
так ВСЕ СУЩЕСТВУЕТ ВО ВСЕМ.

3.

Свет возникает из мрака (которого в принципе нет).
Тишина (которой в принципе нет) является матерью слова.
В НАЧАЛЕ БЫЛА ТИШИНА.

4.

Мысль возникает из мысли.
Движение рук (например) возникает из мысли об этом движении.
ВСЕ РОДИЛОСЬ ИЗ ЧЕГО-ТО.

5.

Вода, испаряясь, легко поднимается в небо,
чтоб охладившись там, снова собраться в хрустальные капли
И чистым дождем возвратиться обратно на землю,
являя пред миром великий Процесс Дистилляции...
О, как же младенцы похожи на эти хрустальные капли!

6.

МЫ - СТАРЫЕ НОВЫЕ ЛЮДИ.

7.

У каждого есть свое время, когда же оно истечет,
НЕ БОЙТЕСЬ МЕНЯТЬСЯ,
ведь во вселенной меняется все ежедневно.
Это и есть бесконечность,
тот замкнутый круг, где в конце одного
начинается что-то другое.

8.

Не бойтесь же вовсе исчезнуть:
НИЧТО НЕ УХОДИТ ИЗ МИРА, НИЧТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ НОВЫМ...
Вселенная - лишь аппарат великих метаморфоз и преобразований...
И нет в ней ни зла, ни добра, ни покоя,
и хаоса нет - все движется в ней по Закону...
Нарушить Закон невозможно,
ведь само нарушенье является частью его.

9.

Все наши инстинкты - то есть проявление знаний.
Любовь (например), возведенная в степень инстинкта,
являет собою огромнейший опыт природы.
МЫ РАСШИРЯЕМ ИНСТИНКТЫ.
Лишь после все знания наши, сливаясь в единый ручей,
Стремятся проникнуть в Великую Реку вселенной...

10
МЫ - КАПЛИ РАСТУЩЕГО ЛИВНЯ.

***

ОЛИЧКЕ ШТЕЙНБАХ

(импровизация)

Злая вьюга сковала плавни
Темный дом обмела метель
Не один не стучится в ставни
Не ложится в твою постель

Затяни же тесьму потуже
С платьем белым запри сундук
Лес да ветер гудит снаружи
Лес да ветер да тьма вокруг