ЭДВИГ АРЗУНЯН

ТРИ МУРАВЬЯ
из книги «Чемодан» (Нью-Йорк, Lifebelt, 1999), стр. 29


Человек, в ботинках, шляпе и всем остальном, сел на пенек в парке и стал вычислять в своей записной книжке траекторию космического корабля.
Невдалеке от пенька находился муравейник. И вот три муравья – Муравей-Ученый, Муравей-Поэт и Муравей-Пророк – почуяли запах Челове­ка и смело пошли в его сторону. Муравей-Ученый залез на ботинок Чело­ве­ка, Муравей-Поэт забрался на его шляпу, а Муравей-Пророк прошелся да­же – представьте себе! – по записной книжке с вычислениями космической траектории.
Когда муравьи вернулись в муравейник, они стали делиться впечатлениями.
– Человек – это просто Ботинок, Попирающий Землю, – сказал Муравей-Ученый.
– Э, нет, – сказал Муравей-Поэт. – Человек – это существо гораздо более возвышенное: это Шляпа, Из-под Которой Открываются Невиданные Горизонты.
– Сосредоточившись на частностях, вы упустили главное, – сказал Муравей-Пророк. – Человек – это не Ботинок и не Шляпа. Человек – это Вычислитель.
– И что же он, по-твоему, вычисляет? – спросили Муравей-Ученый и Муравей-Поэт.
– Судя по сложности вычислений... – Муравей-Пророк задумался. – Полагаю, – вдруг уверенно заявил он, – что Человек вычисляет... сколько тлей нам надо запасти на зиму в нашем муравейнике!
– 0!!! – восторженно воскликнули Муравей-Ученый и Муравей-Поэт. – Так значит, Человек – это Тот, Кому Ведомо Неведомое!
Пока муравьи делились впечатлениями, Человек закончил свои космические вычисления, поднялся с пенька и ушел.
А в муравейнике события продолжались. Муравей-Ученый написал диссертацию о Человеке-Ботинке, Попирающем Землю; Муравей-Поэт сочи­нил поэму о Человеке-Шляпе, Из-под Которой Открываются Невиданные Горизонты; а Муравей-Пророк пророчествовал о Человеке-Вычислителе Количества Тлей. И весь муравейник стал теперь чтить этот пенек, муравьи-паломники постоянно лазили по этому пеньку, на котором сидел когда-то Тот, Кому Ведомо Неведомое.